Благодаря своему географическому положению Пиренейский полуостров всегда был целью как военной, так и мирной миграции разных народов. Римляне, арабы, евреи сформировали тот народ, который в средние века проживал на территории королевств современных Испании и Португалии.
На протяжении долгих веков соседство с мусульманами, обосновавшимися на полуострове требовало от местных христиан особого самосознания, которое позволяло противостоять продвижению ислама на север. Роль католической церкви в регионе крепло и регулировало многие аспекты жизни. Понимая, что принадлежность к католичеству дает серьезные преимущества даже не столько для себя, сколько для своих потомков, часто мусульмане и иудеи принимали христианство, брали соответствующие имена и уже без препятствий несли свой вклад в развитие страны.
Род крещенных евреев, известных под именем Торквемада стал известен благодаря своей церковной ветви. Хуан де Торквемада, был внуком людей, принявших решение о смене религии. Естественно, что его происхождение было известно современником, но тем не менее никто не помешал ему стать кардиналом и опорой своей семьи.
В 1420 году у Хуана родился племянник, Томас. Мальчик с детства отличался способностью к обучению и достаточно смиренным поведением. По примеру и протекции своих дяди и отца, который также служил в церкви - Томас получает хорошее богословское образование. Искреннее религиозное рвение приводит молодого человека в монашеский орден доминиканцев. Исконно доминиканцы позиционировали себя охранителями основ правоверия. Проповедь - была основой их деятельности и Томас де Торквемада, обладавший превосходными ораторскими данными смог их отточить, на практике реализуя девиз ордена «Восхвалять, благославлять, проповедовать».
Возглавить монастырь ему предлагали неоднократно, согласился он только в 1459 году. Став приором в Сеговии, он удостоился большой чести - стать духовником для дочери бывшего короля Кастили Хуана Второго. Хуана уже не было в живых, правил его сын Энрике IV. Изабелла была дочерью бывшего короля от второго брака и, казалось, её будущее заключалось в удачном выходе замуж и в том, чтобы сохранить честь во браке. Но Торквемада умел видеть реальное положение вещей. Энрике IV называли в народе Бессильным за конкретные мужские качества, которые препятствовали ему обзавестись своим потомством, да у него была дочь Хуана, но ее называли Бельтранеха по имени наиболее вероятного ее отца.
Торквемада сделал ставку на Изабеллу, он оказался рядом, когда ей не было и 10 лет. Он стал её наставником, духовником, и фактически заменил отца.
Когда Изабелла тайно от брата-короля вышла замуж, ей было 18, а мужу её и того меньше. Энрике IV был категорически против. Казалось, что этот брак стал результатом порыва молодых сердец. Возможно всё так и было, но всё осуществлялось и более того, все это стало возможным благодаря поддержки Торквемады.
В 1474 году Изабелла стала королевой, ее супруг числился ее соправителем, но в то же время он был королем Арагона. Они были супругами, но правили разными королевствами. Это стало началом к объединению Испании. Торквемада был рядом и влиял уже на двух молодых людей. Влияние распространилось до той степени, что Изабелла и Фердинанд «по собственной инициативе» обратились к Римскому Папе за разрешением создания испанской инквизиции. Через три года после её учреждения начались первые казни еретиков. Активно притеснялись как раз и потомки крещенных евреев, которые легализовав себя в обществе через крещение, смогли развить свою финансовую и торговую деятельность. Крестившихся иноверцев поэтому заподозрили в ереси всех сразу, как класс. Подозрение заложил непосредственно сам Торквемада, а позже и возглавил инквизицию лично.
Евреи, как крещенные, так и сохранившие свою веру оказались под жестким давлением. Торквемада призывал отбирать у них имущество, подозреваемых в ереси подвергать расследованию и допросу. Король Фердинанд, мысля прагматично, задумался о предоставлении возможности преследуемым откупиться.
Глава инквизиции пришел к супружеской паре, и совершенно не питая какого либо пиетета к монаршим особам, яростно обвиняет Изабеллу и Фердинанда, что они как и Иуда когда-то, на деньги позарившись, готовы продать Христа. Короли всё же были верующими, а инквизитор обладал на них влиянием и вещал красноречиво.
Торквемада приравнял в государстве иноверцев к опасным элементам, а преследование могли начать любого, лишь за слова. Он формализовал инквизиторские процессы. Всё было четко регламентировано от возложения подозрения до процедуры аутодафе. Процессы велись повсеместно. Иноверцы пытались избежать смерти, крестились, бежали из страны. Не всегда помогало.
В 1492 году произошло изгнание евреев из Испании. Группы евреев бежали и оседали в разных странах, но все они до сих пор называются сефардами, что на иврите означает «испанцы».
Подвергались инквизиции не только иноверцы, в ереси обвинялись и подвергались жестокой процедуре дознания, возможно в большей степени, и сами христиане, достаточно было вызвать подозрение у своих соседей, которые из страха быть обвиненными в сокрытии и покрывательстве, тотчас доносили инквизиторам.
Казнили не всех, казнили всего несколько человек на сотню арестованных под подозрением в ереси. Но что это были за несколько процентов. Всего казнено только под руководством Торквемады около 10 тысяч человек. Он верил в то, что это во благо. Что он действует не только во благо государство, но что всё в рамках христианской морали.
Действия инквизитора шокировали Ватикан. Но даже Папа не мог сместить Торквемаду, столь влиятельным он был в своей стране.
В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной...
Он был жесток, как повелитель ада,
Генри Лонгфелло
Великий инквизитор Торквемада.Но кого осчастливил своим самоотверженным трудом инквизитор? Да он причастен к объединению страны, но вовсе не своей расследовательной деятельностью. Люди жили в страхе, монархи были не самостоятельны. Церковь стала для людей карающим органом, забыв о любви, да и кто поверил бы в разговоры о любви, когда пылают костры над людьми. Горели не только люди, сжигали и книги, что казались инквизиторам нехристианскими.
Торквемада и сам не был счастлив. Он жил затворнической жизнью, его окружали постоянно сотни человек охраны. Инквизитор панически боялся отравления, говорят, что для предостережения от этого хранил у себя рог единорога (интересно, где он его взял). Вряд ли такую жизнь назвать можно счастливой.
Меж тем Торквемада прожил 78 лет. Родившись в средневековье, когда еще не пал Константинополь, он умер уже после открытия Америки, став, своего рода, агонией старого времени. Но его смерть не стала для народа избавлением, инквизиция пылала и в Новое время и окончательно была отменена лишь в XIX веке.
Вопрос «зачем» в этой истории ключевой, но историкам не удалось ответить на него, но и не получится, ведь не удастся заглянуть в мысли Томаса де Торквемады и понять истинные причины его искреннего рвения в этом мрачном процессе.
*** Подписывайтесь на "11 экю". Впереди всё самое интересное!