Маленький дисклеймер: Я пишу эти статьи не в том формате, для которого создан Яндекс.Дзен: Мне ни к чему выпускать новый контент дважды в день, я просто поддерживаю актуальными несколько постов, закрывающих основные вопросы, на которые мне постоянно приходится отвечать друзьям и знакомым, заинтересовавшимся FPV-дронами. Так что если вы читаете это - вы скорее всего получили ссылку на блог от меня, либо просто нашли мой пост поиском - Яндекс.Дзен никогда не будет показывать их в своей выдаче. Так что!!! Если вам интересно - подписывайтесь, чтобы не потеряться.
Вопрос, вынесенный в заголовок - самый популярный первый вопрос в отношении коптеров. Второй – как далеко они летают, но к этому мы вернемся в другой раз. Итак – давайте оценим масштаб ущерба, который нанесет вашему бюджету это хобби, и затем посмотрим на способы этот ущерб минимизировать.
Вообще-то дроны – на удивление демократичное удовольствие. Расходы на них не идут ни в какое сравнение с R/C вертолетами, машинами и пилотажными самолетами. FPV-дроны заведомо придуманы так, чтобы быть разбитыми, они бьются постоянно, независимо от того, хороший ли ты пилот – поэтому они не только относительно дешевы сами (от 150 долларов за штуку, причем ломаются они не целиком, так что ремонт обходится заметно дешевле), но и требования к аппаратуре управления у них ниже. Когда ты рискуешь реактивным самолетом-копией, который строил год, авария – не вариант, и свеженькая бета-версия опенсорсной прошивки OpenTX в китайском пульте тебе точно не подойдут – они не дают стопроцентную гарантию идеальной работы. Но для человека, и так раз в неделю собирающего свой дрон по кускам, предоставляемая таким оборудованием 95-процентная гарантия по привлекательной цене – то, что надо! Именно поэтому пульты Futaba, правящие в тусовке радиомоделистов практически безраздельно, для FPV-пилотов – экзотика. Стареюший король FPV-сцены – FrSky Taranis X9D Plus, классический китайский пульт в восхитительно древнем дизайне, за все последние годы получивший лишь два ключевых апгрейда: возможность менять антенну и стики на сенсорах Холла – потому что только этого и не хватало в нем потребителям. Впрочем, недавно его скинул с трона пульт Jumper T16 - который еще дешевле, выполнен в стыренном у Futaba современном дизайне и может при цене в районе 11 тысяч рублей похвастаться цветным дисплеем, наглядным интерфейсом и прошивкой, являющейся форком OpenTX, которую FrSky ставили только в свои дорогущие топовые пульты Horus.
Самая болезненная покупка – FPV-очки. Вообще-то это достаточно простое устройство – аналоговый приемник телесигнала, отдающий видео в компактный дисплей, примотанный к твоей голове вместе с линзой, чтобы на него можно было смотреть, не ломая глаза. Я сам собрал такие очки на заре своего увлечения дронами за, чтоб не соврать, 75 что ли долларов. Были такие Quanum v2 Pro DIY. Но вот чтобы очки не были уродливой коробкой, чтобы дисплеи были яркими и не размывали изображение по краям, чтобы DVR, записывающий отображаемое в очках видео, не глючил и не терял кадры, как оказалось, нужны технологии, не доступные в тиражах, которые есть сейчас на рынке FPV. Поэтому топовые очки Fatshark HD0, если покупать их в лоб, стоят $500 – и ни один китайский производитель не может сделать продукт того же качества дешевле. Пытаются, но не могут. И в HD0 даже не входит приемник – FatShark их не выпускает. Вместо этого в их очках слот для приемников сторонних производителей (на приемник понадобится еще от 45 до 120 долларов). Ирония в том, что в этих очках ты даже не видишь картинку в высоком разрешении – вся инженерная борьба в случае с очками для FPV идет за отображение максимума визуальной информации с картинки в районе 700TVL, с помехами, навевающей воспоминания одновременно о первых мобильниках и о цветных телевизорах из 80-х. Но – дело ведь не в красоте картинки: либо ты видишь ту торчащую из тени ветку, либо врезаешься в нее.
// Корректив конца 2019 года
Недавно этот выбор осложнился еще больше: компания DJI представила DJI Digital FPV System. История в том, что до сих пор все попытки сделать систему, передающую FPV-видео не как быстрое аналоговое видео с помехами, а как высококачественное цифровое видео, получались дорогими и главное с неприемлемой задержкой. Когда ты отлетал от приемника подальше, залетал за препятствия, цифровое видео закономерно начинало тормозить - и это абсолютно неприемлемо в FPV, ты просто не можешь управлять несущимся между препятствия дроном по видео из прошлого. DJI благодаря элегантному решению с видео, размывающимся по краям при ухудшении сигнала и вообще своим чудовищным инженерно-конструкторским ресурсам сделали очки, передатчик и камеру, которые обеспечивают HD-видео с ПРИЕМЛЕМОЙ задержкой. Когда ты леташешь прямо перед собой - задержка 6 миллисекунд, как у быстрой гоночной аналоговой камеры. Когда отлетаешь подальше - в районе 35-45 миллисекунд, как у тормозной. Вся пачка целиком - из очков, и модуля, устанавливающегося в дрон (камера и видеопередатчик) по цене получается соизмерима с Очками Fatshark HD0, приемником Rapidfire, приличной камерой и приличным аналоговым видеопередатчиком - ну, чуть дороже. Комплект из очков и двух "воздушных модулей" в России можно купить примерно за 70 тысяч рублей.
Все кто летал в очках DJI закономерно ошеломлены качество видео по сравнению с аналоговыми очками. НО!!! До сих пор главным предметом борьбы было не только качество FPV-видео, но и то, насколько FPV-система помогает тебе справиться с плохой связью, вернуть дрон невредимым. К DJI в этом аспекте огромные вопросы. При экстремально плохой связи ты видишь не проблески изображения в помехах, как на аналоговых системах - ты просто видишь изображение из прошлого, которое совершенно бесполезно. Мало того, если аналоговые системы после тяжелых помех могут вновь поймать сигнал - допустим, ты дал газу и взлетел повыше, чтобы сигнал вернулся - DJI в таких случаях просто отключает видео. Наконец, многие закономерно озабочены самим фактом прихода гиганта на наш маленький нишевый рынок. Есть вариант, что если их продукты станут популярны, наше хобби просто исчезнет, компании, созддающие инновации в нем сейчас, разорятся, и мы останемся с закрытыми, готовыми решениями DJI, которые нельзя чинить, нельзя самостоятельно дорабатывать - за которые можно только отдать свои деньги DJI. В общем, если вы спросите мое мнение - да, я предлагаю пока просто игнорировать выход инновационных крутых очков DJI и подождать весны 2020, когда рынок оправится от шока и предложит аналоги. Поехали пока дальше.
Конец коррективы//
Итак – чтобы войти в удивительный мир FPV-дронов, открыв дверь ударом бумажника, понадобится 200(дрон)+185(пульт)+620(очки) долларов, не считая еще добрых 500 долларов на дюжину батарей, инструменты, мешок запасных пропеллеров, рюкзак для всего этого и прочих мелочей, которые не приходят мне сейчас в голову. Мы все тут, конечно, покупали игрушки и подороже, но и карманными расходами полторы тысячи долларов не назовешь. Поэтому давайте уже перейдем к хорошим новостям.
Первая (и единственная, которую я изложу в этом выпуске) хорошая новость в том, что абсолютно бессмысленно покупать это все сразу. Я настоятельно, настоятельно рекомендую сначала выбрать только пульт. Чтобы быть готовым оторвать дрон от земли, надо по меньшей мере пару недель, а лучше месяц потренироваться в симуляторе. Купите пульт, симулятор и тренируйтесь по 15-30 минут утром и вечером. Это позволит не только отсрочить покупку всего остального барахла, но и даст невероятную экономию денег и времени, которое унесли бы бесчисленные ошибки пилотирования, начни вы тренироваться сразу на настоящем коптере, ведь первые тренировочные полеты обычно длятся по несколько секунд, за которыми следует пара часов поисков улетевшего коптера, часто с перерывами на сутки-другие ремонта.
Какой пульт выбрать?
На самом деле здесь всего четыре основных варианта:
1) упомянутый выше Jumper T16 или его версия на стиках Холла. Абсолютно убойный вариант за 10500-11500 рублей. Главное, что о нем надо знать - вам в любом случае придется со временем купить внешний модуль Crossfire на 900 мегагерц, чтобы избавиться от болезни всех пультов на 2.4 гигагерца (это и все модели, перечисленные ниже) - проблемам с пробиванием препятствий. Залетел за мокрое дерево или в здание - упал.
2) упомянутый выше FrSky Taranis X9D Plus за $185 или его роскошная версия Special Edition в кастомном корпусе и со стиками на сенсорах Холла за $250;
3) бюджетный Taranis Q X7 за $105, в общем-то идентичный старшему брату во всех значимых моментах за исключением менее удобного интерфейса, несъемной антенны и неудобного зарядного устройства - или его SE-версия с классными стиками за $185. Впрочем, по нашим временам это не так уж и дешево - Jumper T16 подбирается к этой цене вплотную, а он лучше попросту во всем.
4) Роскошный пульт от Underground FPV под названием Nirvana за $180 – с цветным тачскрином и умопомрачительной переосмысленной эргономикой (наконец-то!), но пока-что безнадежно сырой прошивкой OpenTX (версия прошивки для него еще официально не вышла, есть только кривоватая бета). Надо сказать, что с момента написания этой статьи прошло уже немало времени, а прошивка у "Нирваны" все еще сырая. Строго говоря, есть две ее версии - одна у более дешевой версии, продающейся на Banggood, сырая альфа от FlySky, завода-производителя пульта. И более приличная, самостоятельно доработанная Undergroud FPV. История вкратце том, что UGFPV слегка поссорились с FlySky и свою прошивку ставят только в версии пультов, продающиеся в их магазине (чуть дороже). У человека, купившего "Нирвану" на Aliexpress или Banggood, есть выбор - ждать дальше новой официальной версии OpenTX, которая наконец-то будет поддерживать пульт, или купить за отдельную плату прошивку на сайте Underground FPV за дополнительные 2000 рублей.
Выбирать между ними несложно. Главное, что надо знать, прежде чем начинать мучаться выбором (не в порядке важности):
- Стики на сенсорах Холла можно купить отдельно через год, когда сдохнут ваши обычные стики. Это недорого. Стики на сенсорах Холла не изнашиваются и ощущаются чуть побогаче.
- Q X7 вдвое дешевле, но его интерфейс немного напоминает игрушку Tetris. Но летать на нем – нормально. Есть без всяких скидок великие пилоты, которые летают на Q X7 и им окей.
- Nirvana работает с другими приемниками (которые на дроне получают посланные с пульта команды) – фирмы FlySky, а не FrSky. Это плохо потому, что практически все уже несколько лет летают на приемниках FrSky, по ним накоплена огромная база знаний – а у FlySky меньше ассортимент. НО вообще-то постепенно все вообще бросают пользоваться встроенными в пульты передатчиками на 2.4 GHz и переходят на низкочастотные 900-мегагерцовые внешние модули, чей сигнал лучше пробивает стены и листву, обеспечивает связь на большем расстоянии. Разъем для внешних модулей есть на всех трех пультах, так что все три могут работать с популярными низкочастотными передатчиками Crossfire (подороже, отличный) или R9M (подешевле, но глючный).
- В наше время пульт с современной прошивкой OpenTX (это относится ко всем трем) подключается к компьютеру как джойстик – просто Plug&Play.
Какой симулятор выбрать?
Есть несколько симуляторов, но самые популярные – Velocidrone и Liftoff. Velocidrone популярен у гонщиков из-за хороших треков, но Liftoff наглядней имитирует настройки полетного контроллера дрона, поэтому больше подходит для тренировок на начальном уровне или для отработки фристайловых трюков. Суть в том, что реакции дрона на движения стиков описываются небольшой таблицей различных параметров – и эти параметры можно еще тренируясь подобрать под себя в Liftoff, а потом один в один перенести в мозги вашего коптера, так что он будет вести себя в точности так, как ожидает наработанная в симуляторе мышечная память.
Как тренироваться?
Мой короткий пост постепенно превращается в увесистую статью, но я не могу бросить вас наедине с симулятором, не дав небольшое мотивационное вступление:
Сначала вам гарантированно покажется, что управление дроном придумал имбецил. У вас не будет получаться, реакции квада на движения стиков будут совершенно контр-интуитивными, задача влететь в ворота или облететь дерево будет казаться нерешаемой. ЭТО НОРМАЛЬНО!
Смейтесь над собой, относитесь к этому как к эксперименту с вашим нейрогенезом, начинайте с самых простых маневров, попробуйте хотя бы просто осмысленно поворачивать в чистом небе. Возвращайтесь снова и снова, короткими сессиями, утром и вечером.
С каждым новым занятием вы будете чувствовать, что получается лучше, и постепенно награды от вашего мозга, выстраивающего новые нейронные связи, станут впечатляющими!
В конце концов, как я и говорил в прошлом посте, вы перестанете чувствовать стики и ощутите прямую связь с дроном. Почувствуете, что как Гарри Поттер на метле сидите верхом на векторе тяги дрона, как ваши руки-моторы будут опираются на воздух.
***
Уже глубокая ночь, так что продолжим мы уже в следующем выпуске. Дальше мы поговорим о том, из чего состоит дрон, а потом – как выбирать очки. Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться на связи.