Найти тему
Диапозитив

Анаморфот: необходимость или способ выделиться?

Оглавление
Сравнение конструкций анаморфота и триплета (самого простого объектива)
Сравнение конструкций анаморфота и триплета (самого простого объектива)

Профессионалы, занятые в кинопроизводстве, знают об объективе с интересным названием - "анаморфот". Функционально это насадка, необходимая для съемки широкоформатного кино. Но в своё время такую систему линз начали использовать фотографы, желавшие добиться "киношного" эффекта в своих работах. Сегодня мы бы хотели познакомить Вас с данной технологией и разобраться, с чем её едят.

Техническая часть

Для начала давайте разберемся с технической составляющей анаморфота.

Этот объектив осуществляет процесс изменения пропорций изображения - "растягивает картинку". В результате квадрат превращается в прямоугольник или ромб, а круг - в эллипс.

Изменение геометрических фигур при использовании анаморфота
Изменение геометрических фигур при использовании анаморфота

Коэффициент растягивания (ужасное название - "анаморфирования") может изменяться в зависимости от того, какое соотношение сторон требуется получить на финальном кадре.

Типы анаморфотов

Всего существует 3 способа оптического анаморфирования:

Перекрещивающиеся призмы

Исторически это первый способ, который был разработан в 1897 году Эрнстом Аббе для камеры Ultra Panavision 70.

Система состояла из насадки с двумя призмами. Они были установлены так, что сужение пространства происходило только в горизонтальном направлении - по вертикальной оси не происходило никакого изменения. Коэффициент сжатия составлял 1.25 к 1.

Схема анаморфной насадки на Ultra Panavision 70
Схема анаморфной насадки на Ultra Panavision 70

На камере Panavision 70 использовалась пленка с соотношением сторон 20:9. С помощью простых вычислений можно получить итоговое соотношение сторон кадра: 25:9.

Объектив с анаморфной насадкой на Ultra Panavision 70
Объектив с анаморфной насадкой на Ultra Panavision 70

Цилиндрические зеркала

В первом прототипе такой системы, как и в предыдущей, используются призмы. Но благодаря форме призм, пучок света, проходя через них, не преломляется, а полностью отражается от стенок аноморфота:

Схема анаморфота на элементах с полным внутренним отражением
Схема анаморфота на элементах с полным внутренним отражением

В отличие от предыдущего, этот способ отличается тем, что не сжимает изображение по горизонтали, но растягивает по вертикали. Такой прибор позволяет экономить на оптике. Например, для съемки на пленку размером 4,5 х 9 см можно использовать объективы для пленки размером 2,4 х 3,6 см.

Цилиндрические анаморфотные объективы

Самыми удобными кинообъективами сейчас являются анаморфоты с цилиндрическими линзами (его схема изображена на первом рисунке статьи).

Они отличаются в первую очередь своей компактностью и легкостью. Такую систему можно легко уместить в габариты классического объектива. Метод работы такого объектива аналогичен методу работы насадке с перекрещивающимся линзам.

Линза, входящая в состав анаморфотного объектива
Линза, входящая в состав анаморфотного объектива

Плюсы и минусы

Главным плюсом таких объективов является дешёвое производство. Его можно использовать вместе с матрицей с соотношением сторон 4:3 и получить итоговое соотношение 25:9. Покупка камеры с матрицей с соотношением сторон 25:9 обойдётся Вам гораздо дороже.

У этой технологии есть и несколько недостатков:

1. По краям изображения сжатие всегда происходит сильнее, чем в центре. Так, при движении человека от края кадра к центру, его пропорции изменятся.

2. Чем ближе объект к камере, тем сильнее происходит его искривление. Так при съёмке лица крупным планом можно получить неприятное искривление.

3. Разная глубина резкости по вертикальной и горизонтальной оси. По факту данное искажение можно определить, как простое размытие фона, а не красивое рисование расфокусированных кругов, которое мы видим при использовании обычных сферических объективов.

4. Разрешающая способность анаморфотов также ниже, чем у классических сферических объективов (при том же качестве стекла она падает примерно на 10-15%).

5. Также анаморфоты дают заметные световые потери (те же 10-15%). То есть при съемке с такой насадкой вам потребуется больше света, чем обычно.

Что интересного?

При прохождении света через анаморфот финальное изображение приобретает несколько другие свойства, нежели при прохождении через классический сферический объектив.

Во-первых, бочкообразная дисторсия (т.е. закругление прямых линий на краях кадра) проявляется только в правой и левой части изображения, а сверху и снизу она пропадает. Это дает возможность сделать акцент на центральной части кадра по всей вертикали.

Во-вторых, с такой насадкой можно задать динамику кадра статичным объектам не только на широком угле, но еще и на больших расстояниях.

В-третьих, анаморфот формирует световой рисунок совершенно необычным способом. Например, блики от солнца растягиваются вдоль всего кадра и принимают большую расфокусировку, за счет чего рисунок с засветкой становится в разы мягче.

Какие перспективы?

Анаморфная оптика является достаточно нишевым продуктом. Но какие тренды относительно неё можно выявить уже сегодня?

Исходя из исторических фактов, глобального прогресса в создании новой технологии производства и использования анаморфотов не стоит ожидать. Однако, в отношении производителей А-брендов (Canon, Nikon и Sony) преследуется тренд унификации и упрощения байонетов (креплений для объектива). Также фотографы требуют от производителей камер развитие возможностей видео-съемки в своих продуктах.

Все это сливается в одно: сторонние производители объективов могут плотно заинтересоваться созданием анаморфотов для среднего, а может, и бюджетного класса оборудования. Этот факт, в свою очередь, сделает анаморфоты популярным дополнением в рюкзаках многих фотографов и фильм-мейкеров. По нашим предположения, ожидать этого момента предстоит порядка 5-10 лет.