Профессионалы, занятые в кинопроизводстве, знают об объективе с интересным названием - "анаморфот". Функционально это насадка, необходимая для съемки широкоформатного кино. Но в своё время такую систему линз начали использовать фотографы, желавшие добиться "киношного" эффекта в своих работах. Сегодня мы бы хотели познакомить Вас с данной технологией и разобраться, с чем её едят.
Техническая часть
Для начала давайте разберемся с технической составляющей анаморфота.
Этот объектив осуществляет процесс изменения пропорций изображения - "растягивает картинку". В результате квадрат превращается в прямоугольник или ромб, а круг - в эллипс.
Коэффициент растягивания (ужасное название - "анаморфирования") может изменяться в зависимости от того, какое соотношение сторон требуется получить на финальном кадре.
Типы анаморфотов
Всего существует 3 способа оптического анаморфирования:
Перекрещивающиеся призмы
Исторически это первый способ, который был разработан в 1897 году Эрнстом Аббе для камеры Ultra Panavision 70.
Система состояла из насадки с двумя призмами. Они были установлены так, что сужение пространства происходило только в горизонтальном направлении - по вертикальной оси не происходило никакого изменения. Коэффициент сжатия составлял 1.25 к 1.
На камере Panavision 70 использовалась пленка с соотношением сторон 20:9. С помощью простых вычислений можно получить итоговое соотношение сторон кадра: 25:9.
Цилиндрические зеркала
В первом прототипе такой системы, как и в предыдущей, используются призмы. Но благодаря форме призм, пучок света, проходя через них, не преломляется, а полностью отражается от стенок аноморфота:
В отличие от предыдущего, этот способ отличается тем, что не сжимает изображение по горизонтали, но растягивает по вертикали. Такой прибор позволяет экономить на оптике. Например, для съемки на пленку размером 4,5 х 9 см можно использовать объективы для пленки размером 2,4 х 3,6 см.
Цилиндрические анаморфотные объективы
Самыми удобными кинообъективами сейчас являются анаморфоты с цилиндрическими линзами (его схема изображена на первом рисунке статьи).
Они отличаются в первую очередь своей компактностью и легкостью. Такую систему можно легко уместить в габариты классического объектива. Метод работы такого объектива аналогичен методу работы насадке с перекрещивающимся линзам.
Плюсы и минусы
Главным плюсом таких объективов является дешёвое производство. Его можно использовать вместе с матрицей с соотношением сторон 4:3 и получить итоговое соотношение 25:9. Покупка камеры с матрицей с соотношением сторон 25:9 обойдётся Вам гораздо дороже.
У этой технологии есть и несколько недостатков:
1. По краям изображения сжатие всегда происходит сильнее, чем в центре. Так, при движении человека от края кадра к центру, его пропорции изменятся.
2. Чем ближе объект к камере, тем сильнее происходит его искривление. Так при съёмке лица крупным планом можно получить неприятное искривление.
3. Разная глубина резкости по вертикальной и горизонтальной оси. По факту данное искажение можно определить, как простое размытие фона, а не красивое рисование расфокусированных кругов, которое мы видим при использовании обычных сферических объективов.
4. Разрешающая способность анаморфотов также ниже, чем у классических сферических объективов (при том же качестве стекла она падает примерно на 10-15%).
5. Также анаморфоты дают заметные световые потери (те же 10-15%). То есть при съемке с такой насадкой вам потребуется больше света, чем обычно.
Что интересного?
При прохождении света через анаморфот финальное изображение приобретает несколько другие свойства, нежели при прохождении через классический сферический объектив.
Во-первых, бочкообразная дисторсия (т.е. закругление прямых линий на краях кадра) проявляется только в правой и левой части изображения, а сверху и снизу она пропадает. Это дает возможность сделать акцент на центральной части кадра по всей вертикали.
Во-вторых, с такой насадкой можно задать динамику кадра статичным объектам не только на широком угле, но еще и на больших расстояниях.
В-третьих, анаморфот формирует световой рисунок совершенно необычным способом. Например, блики от солнца растягиваются вдоль всего кадра и принимают большую расфокусировку, за счет чего рисунок с засветкой становится в разы мягче.
Какие перспективы?
Анаморфная оптика является достаточно нишевым продуктом. Но какие тренды относительно неё можно выявить уже сегодня?
Исходя из исторических фактов, глобального прогресса в создании новой технологии производства и использования анаморфотов не стоит ожидать. Однако, в отношении производителей А-брендов (Canon, Nikon и Sony) преследуется тренд унификации и упрощения байонетов (креплений для объектива). Также фотографы требуют от производителей камер развитие возможностей видео-съемки в своих продуктах.
Все это сливается в одно: сторонние производители объективов могут плотно заинтересоваться созданием анаморфотов для среднего, а может, и бюджетного класса оборудования. Этот факт, в свою очередь, сделает анаморфоты популярным дополнением в рюкзаках многих фотографов и фильм-мейкеров. По нашим предположения, ожидать этого момента предстоит порядка 5-10 лет.