Найти в Дзене
ЭХО ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

"Наркомовские" граммы

Для поднятия духа бойцам и «согрева организма», нарком Климент Ворошилов распорядился выдавать солдатам и офицерам, участвующим в боях, 100 граммов водки и 50 граммов сала. Танкистам полагалась удвоенная норма. Летчикам вместо водки выдавали коньяк.

Боевая жизнь на фронте – это постоянный стресс, и с учетом этого обстоятельства считалось ( и с медицинской точки зрения тоже), что умеренное потребление алкоголя в тяжелых физических условиях вполне допустимы. Также считалось, что небольшая доза алкоголя, снижает болевой шок в случае ранения. А у чуть подвыпившего человека притупляется чувство опасности, и бойцы уверенней шли в атаку.

20 июля 1941 года Анастас Микоян направил письмо Сталину, в котором говорилось: «Установить выдачу 40-градусной водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцам и начальствующему составу действующей армии». Но Сталин в это предложение внес свое изменение, написав карандашом – «для войск первой линии». Что означало – тыловикам не наливать. И с 25 июля 1941 года водку стали выдавать действующим частям, строго соблюдая норму, и не допуская злоупотребления. Ответственность за это возложили на командующий состав. Но злоупотребления избежать удавалось не всегда. Солдатам водку разливали ротные старшины, и часто это делалось после боя, когда личный состав был сильно поредевшим. Например, условно списки подавались на 100 человек, а после боя оставалось 30, и «наркомовские 100 граммов» погибших товарищей выпивали оставшиеся в живых. Бывало, что и командиры «выпивали лишнего», и посылали своих бойцов в атаку на пулеметы, на бессмысленную смерть. Или пьяные артиллеристы перепутав, могли расстрелять своих. Но чаще излишки спиртного шли на обмен – менялись на табак, одежду, еду и даже оружие.

А в мае 1942 года Микоян внес изменения в «водочный закон» - «массовую ежедневную выдачу водки личному составу армии прекратить», а сохранили выдачу ежедневных «наркомовских 100 граммов» лишь тем частям первой линии, которые ведут наступательные операции. А всем остальным разрешалось выпивать лишь по государственным праздникам.

Но уже 12 ноября 1942 года, было внесено еще одно изменение в снабжение водкой Красной Армии. По 100 граммов теперь наливали всем, кто был на передовой, это коснулось и артиллерийских, и минометных частей, которые прикрывали огнем пехоту. Это изменение относилось и стройбату, там тоже работали «под огнем противника». С этого момента разрешалось выпить и раненым ( конечно же с одобрения врача) 50 граммов с сутки. Хотя для раненых водку на фронте не жалели, ей обрабатывали раны, и раненому бойцу выпить давали для снятия болевого шока. А полевых госпиталях, в условиях нехватки медикаментов, водка использовалась вместо наркоза – один-два стакана, и проводили операцию.

Полностью постановление по «наркомовским 100 граммов» было отменено лишь после капитуляции Германии.

Также «водочный фактор» учитывали и немцы. Покидая какой-нибудь небольшой населенный пункт, на железнодорожных путях они оставляли целую цистерну спирта. А через 1,5-2 часа начинали штурм покинутого пункта, и вновь занимали его, перебив советских солдат, так как сопротивляться было не кому – все в стельку пьяны. Тогда Г.К. Жуков отдал приказ расстреливать цистерны, оставленные врагом , из пушек, или подрывать их. Был даже случай, что от оставленного немцами спирта, ослепла целая часть.

А вот что вспоминает бывший фронтовик, бравший Берлин. Это уже было после падения Рейхстага, его друзья-однополчане нашли где-то в подвале бочку со спиртом, вскрыли ее и начали отмечать Победу и окончание войны. А наш герой не стал тогда выпивать вместе со всеми, так как ему в руки попал аккордеон, а он как человек любивший музыку, решил скрасить застолье товарищей песнями, а выпить всегда успеется. Он играет, товарищи пьют. А к вечеру все кто пил с той бочки умерли- немцы отравили спирт.

После капитуляции Германии и объявлении о дне Победы, в рядах красноармейцев было повальное пьянство. Наступила разрядка, война закончилась. За само пьянство тогда не наказывали, наказывали за поступки, совершенные в пьяном состоянии. Военные привыкшие пить на фронте, в большинстве своем вынесли эту привычку и в мирную жизнь.

Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.