Сейчас уже конец 2018 года, а тема пришла в голову мне только сейчас. Мне представилось интересным пробежаться по альбомам, выпущенным ровно 50 лет назад, в ноябре 1968 года. Ведь интересно посмотреть ретроспективу - какая популярная музыка выходила одновременно, что стало открытием сразу, что спустя годы, а что вообще не дошло до Олимпа - это мы ведь сейчас можем оценить, за полвека-то уж стало понятно что и почём. Коротким периодом в один месяц я ограничусь, поскольку, в 1968 году вышла бездна шедевров, как и в предыдущем 1967, и в следующем 1969. Этот период ознаменован переходом популярной музыки из разряда развлекательного и фонового мероприятия в разряд искусства. Не всё и не всегда, конечно, но основной тренд на усложнение был начат за пару лет до этого, а 1968 и 1969 годы лишь подтвердили выбранное направление к усложнению и расслоению популярной музыки на множество интересных направлению.
Зайти я решил сразу с козырей, поскольку в ноябре 1968 года вышел двойной альбом группы The Beatles, известный в народе, как Белый Альбом за цвет обложки, хотя назывался он просто The Beatles. Я уже писал кучу статей про этот альбом, поэтому на глубоком анализе останавливаться не буду - не тот формат статьи. Отмечу лишь, что по комментариям, оставляемым под моими статьями уважаемыми читателями, я сделал вывод, что Белый Альбом один из самых любимых альбомов группы Битлз у наших меломанов. Конверт альбома лаконичен, как "Чёрный квадрат" Малевича.
Музыкальное наполнение напротив, крайне богато и разнообразно. Существует интересное мнение, что выход этого альбома - шаг к отходу от психоделики, в которую группа погрузилась годом ранее. Оно имеет под собой основания. На альбоме группа представила широкий спектр музыкальных стилей прошлого и настоящего. Рок-н-ролл, хард-рок, блюз, кантри, ска, фокстрот, авангард, баллада, эстрада - всему нашли место и практически в каждом из стилей сделали шедевры. Для мировой музыки альбом значит не меньше, чем "Улисс" Джеймса Джойса для мировой литературы. В своей книге Джойс тоже сделал основой полистилистику, написав разные главы в разных стилях. У меня куча любимых вещей с этого альбома, просто в затруднении какую поставить. Ни одного аутентичного видеоролика с композициями альбома нет, с концертами Битлз тоже завязали ещё два года назад. Поэтому поставлю наиболее приближённое по времени исполнение Yer Blues через год после выхода альбома в фильме Rock'n'Roll Circus в составе Джон Леннон-Эрик Клэптон-Кит Ричардс-Митч Митчелл, тем более, что Клэптон принимал участие в записи White Album
Следующий альбом, который я хочу представить это альбом группы The Kinks со сложным названием The Kinks Are the Village Green Preservation Society - "Кинкс - Общество по Защите Цветущей Деревни". Это очередное творение группы в жанре концептуализма, в который группа попала вынужденно.
В этот год она ещё отбывала пятилетний запрет на гастроли в США - мера абсолютно протекционистская и беспричинная. Однако этот период сделал Кинкс "самой английской группой" и обогатил рок-музыку целым ожерельем прекрасных концептуальных творений. Я очень люблю Кинкс, хотя у нас в стране они не очень популярны, да и вообще малознакомы. Выдающийся мелодический талант братьев Дэвис, необыкновенная ровность стиля (каждый альбом слушается на одном дыхании), постоянные новаторские затеи и поступательное развитие - всё это The Kinks примерно до 1973 года. Потом они сменили стиль, ударились в эксперименты с большими формами и не угадали. Но в 1968 году взлёт у них был в самой прогрессивной фазе. Всем рекомендую послушать этот альбом. На видео сразу две песни с него - Last of the Steam-Powered Trains и Picture Book
Теперь пора разбавить засилье англо-саксонской популярной музыки другими исполнителями - а то меня уже упрекали в комментариях в однобокости. В ноябре 1968 года вышел альбом Adriano Rock итальянского актёра и музыканты Адриано Челентано.
Я ради интереса его послушал - на самом деле это интересный эксперимент Адриано по скрещиванию раннего рок-н-ролла с итальянскими мотивами, музыка довольно энергичная, хотя и имеет эстрадный оттенок (ну куда же без "итальянской эстрады"). Вокал у Челентано сильный, такого рода музыке вполне подходит и слушается она неплохо. Не все композиции там в рок-н-ролльной гармонии, например та, которую я нашёл в аутентичном кинофрагменте 1968 года вполне в духе итальянских народных песен, но стиль тем не менее всё-равно довольно агрессивный. Называется песня l'Attore и она открывает альбом
Ещё один не англичанин и не американец выпустил свой лучший альбом в ноябре 1968 года. Это Ван Моррисон - ирландец из Ольстера с альбомом Astral Weeks. История вышла такая - уйдя из группы Them, Моррисон добился разрешения записать сольный альбом в студии Warner Brothers в Нью-Йорке, но упорно не мог найти общий язык с сессионными музыкантами. В итоге его просто оставили одного в студии на день, за это время он и записал основные импровизации, на которые позже были наложены партии ведущих джазовых музыкантов.
Альбом был некоммерческим, но оказал большое влияние на будущую популярную музыку. Что касается стиля - то это нечто среднее между традиционным блюзом, ирландским фолком, ритм-н-блюзом и госпелом, плюс духовая джазовая группа. Возможно всё это и вторично, тем не менее нет основания не доверять нескольким поколениям музыкантов, которые называют Astral Weeks выдающимся альбомом
22 ноября 1968 года вышел альбом Элвиса Пресли Elvis (NBC-TV Special) - альбом хоть и считается студийным, но на самом деле это саундтрек к фильму-концерту. Может быть я и не стал бы вставлять его в ретроспективу, так как половина материала там из прошлого. Но дело в том, что в ноябре 1968 года Элвис впервые появился перед публикой после 1961 года. За этот семилетний перерыв в рок-музыке сменилась целая эпоха. Элвис появился в новом имидже - в чёрной кожаной косухе и кожаных штанах, аранжировки тоже стали жёстче в духе времени. Так что для ретроспективы ситуации в популярной музыке на ноябрь 1968 года, конечно, подойдёт. Тем более, что раз есть фильм-концерт, то уж аутентичных клипов-то на все песни с альбома в интернете масса. Поставлю клип с песней именно 1968 года Guitar Man, раньше Элвис её не исполнял
В ноябре 1968 года вышел дебютный альбом Jethro Tull под названием This Was. Конечно Ян Андерсон в это время был ещё в поиске своего направления, хотя альбом получился довольно цельным. Пока это был обычный полуакустический блюз-рок с элементами джаза. Например композиция Serenade to a Cockoo это кавер-версия джазового оригинала Роланда Кёрка, композиция Cat’s Squirrel народная, её играли ещё Cream. У Джетро Талл аранжировку сделал их тогдашний гитарист Мик Абрахамс. На следующем альбоме ему на смену придёт супер-гитарист Мартин Барр, а где-то в промежутке между ними на гитаре играл Тони Айомми. будущий основатель Блэк Саббат. Вот с Тони Jethro Tull и засветились в киноконцерте, о котором уже шла речь в начале - Rock'n'Roll Circus, затеянном Миком Джаггером. Там они исполнили песню с дебютного альбома A Song for Jeffrey
Ну а закончу Джимми Хендриксом, вернее двойным альбомом его трио Jimmy Hendrix Experience под названием Electric Ladyland. Это третий и последний альбом группы и, пожалуй, самый лучший. Подобно коллегам из The Beatles Хендрикс представил несколько жанров на четырёх сторонах своей пластинки, но в более узком смысле, ограничившись только стилями рок-музыки от блюза до психоделики.
Помимо авторских вещей Хендрикса на альбоме есть песня Боба Дилана All Along the Watchtower. Боб Дилан назвал версию Хендрикса лучше оригинала, между прочим. Моя любимая композиция и с этого альбома, и вообще из Хендрикса - Crosstown Traffic. К сожалению на концертах он её никогда не играл, поэтому видео нет и придётся ограничиться аудиоклипом.
В заключение напишу ещё пару фактов из ноября 1968 года и закольцую таким образом статью. 1 ноября вышел первый сольный альбом Джорджа Харрисона Wanderwall Music, половину материала для которого Джордж сочинил в поездке по Индии. Заметьте, что вышел он за три недели до альбома The Beatles. А через неделю после выхода альбома The Beatles 29 ноября вышел первый сольник Джона Леннона Unfinished Music No.1: Two Virgins. Правда назвать его сольным альбомом довольно сложно - музыки там нет, а есть полчаса шумовых эффектов. Но ведь это тоже ещё один мазок к музыкальной картине ноября 1968 года, и мазок очень существенный