Тексты бывают разными: вкусными и не очень. В этой сфере мне есть что сказать: за плечами 15 лет опыта писанины в газетах и интернете. Не обходилось и без провалов: как-то редактор сказала, что «материал весь красный». Чем закончилось, скажу позже.
Еще тексты отличаются по стилю: художественный, публицистический и... рекламно-компьютерный.
Публицистика и литература недалеко друг от друга. Порой встречаешь в прозе явно газетный стиль написания, а иной журналист бывает аллегоричен похлеще Крылова и прямо брызжет образами, почти как Маяковский. Если же сравнивать печатное и электронное издание… Специфика есть: например, вебрайтерам часто нужно учитывать поисковые алгоритмы. Но суть одна — объединять слова в предложения.
Чтобы не получилось, как в примере выше, бы хотел рассмотреть сегодня 3 вещи, важные для любой статьи:
- Лид (иногда называется по-русски, «врезкой»). Это вступление, своего рода краткое описание.
- Информация. Как ее добывать? Как обрабатывать? Как подавать?
- Структура. Как построить логику повествования и добиться, чтобы она была похожа на человеческое тело, а не свалку обломков?
Лид
Цель лида — вовлечь, заинтересовать. Частично задача достигается и заголовком, но он всё-таки редко достаточно информативен. Скорее это просто крючок, наживка для сознания — обозначение темы и ее актуальности. Врезка же обязана дать больше пищи для размышлений и информации в отношении того, что, где и когда, произошло, либо почему эта проблема актуальна. Еще раз: лид — это сжатый ответ на вопросы «что?», «где?» и «когда?», а иногда — «почему?».
Некоторые рекомендации:
- Будьте краткими. Оптимальный объем для журналиста — не больше 35-40 слов. У копирайтера маленькое превью (по-английски программисты обозвали его description) перед текстом обычно не превышает 160 знаков с пробелами.
- Интригуйте тем, что действительно интересно целевой аудитории. Например: расскажите всю правду о нашумевшем событии из первых уст, раскройте секреты заработка, о которых молчат другие, дайте намек на эксклюзивность изложенных далее фактов.
- Практикуйте разные способы ментального вовлечения. Интуитивно мы поступаем так, когда говорим с друзьями: «Ой, я такое узнала...», «Ты уже слышал о новом законе?» Помогают вопросы. Или, как вариант, можно начать с кульминационного момента, а затем развить тему.
Дальше обязательно сдержите обещание и дайте читателю что-то полезное. Не обманывайте ожидания других.
Работа с информацией
Интересный момент работы с информацией: то, как мы «фильтруем» ее, связано с особенностями мозга. Кто-то, вероятно, верит всему подряд. Но большинство сортирует факты и домыслы, делит всё на то, что кажется реалистичным, правдоподобным, и на откровенную ложь, либо сомнительные сплетни. Как же лучше поступать пишущему человеку?
- Используйте несколько источников, лучше надежных. Как правило, 3-5 источников достаточно, чтобы, задействуя критическое мышление, выудить самое реалистичное. Конечно, стоит делать поправку и на надежность самих источников: не являются ли они «купленными», подконтрольными кому-то?
- Ищите полезные связи. Отсюда еще один важный момент: старайтесь завести важные контакты с людьми, которые могут дать правдивую информацию. Возможно, кто-то хочет распространить ложь и забрасывает ее в массы по продуманным каналам. Если сможете найти человека, которому выгодно поделиться правдой, то окажетесь выше коллег на две головы.
- Будьте готовы искать. Пусть у вас будет с собой блокнот, диктофон, ручка — любые инструменты, которые помогут фиксировать нужные факты. Продумайте даже мелочи вроде выбора одежды и обуви. Они должны быть удобными для работы, а мода и стиль отодвигаются на второй план.
Но все данные — это лишь груда обломков. Как их собрать воедино?
Структура хорошей статьи
Если статья — тело, то скелетом ее будет план. Не буду врать: я редко записываю план статьи, но почти всегда держу его в голове. Делайте хотя бы так. Не повторяйте уже сказанное, не упускайте важные подробности… Делите текст на блоки, подразделы с подзаголовками. Как сделать текст стройным? Снова дам 3 совета:
- Сортируйте факты по степени убывания важности. Самое интересное и значимое — вверху. Чтобы читатель, сканирующий текст глазами (а мы все так делаем из желания сэкономить время), прочитав его часть, остановился на менее важном, а главное все-таки узнал. Такая структура напоминает перевернутую пирамиду. Иногда еще мы скроллим вниз и смотрим, чем всё закончилось, поэтому там тоже можно разместить какую-то изюминку, которая раскрывается в тексте.
- Подумайте о каком-либо обобщающем вопросе, о цели текста. Например, если задача дать советы, отвечайте на вопрос «как?» Если надо убедить, приводите аргументы, отвечая на вопрос «почему?» Бывает, нужно объяснить в большой статье, как, зачем, кто и что делает? Расположите пункты в логической последовательности.
- Позаботьтесь о полноте, чтобы ваша статья не была похожа на «безногого» или «безрукого» инвалида. Если копирайтер пренебрег моделью AIDA (внимание, интерес, понимание, действие), скажем не разъяснил суть предложения или не призвал к действию, текст будет неполным. Или когда журналист привел обрывочные высказывания, вырвал их из контекста или не дал слово разным сторонам, это тоже нехорошо.
Еще отмечу пару моментов о «теле» текста. Во-первых, раскрывайте тему глубже, чем другие, полнее, чем ее понимает аудитория. И, во-вторых, особенно следите за достоверностью. Погоня за сенсациями — это такой западный стиль. У нас как-то часто стали гнаться за скандальностью. А вот если выбрать другую «фишку», например абсолютную точность и взвешенность формулировок, это располагает и вызывает доверие.
Кстати, когда мне сказали, что «материал весь красный» (о чем говорилось вначале), там было всего несколько вопросов, а главный из них касался правильности написания фамилии — Филипов или Филиппов? Я позвонил куда следует, уточнил, убедился, что написал верно: c одной «п». По сути, ошибка была в том, что я не был на 100 % уверен, хотя списал с таблички кабинета правильно. Поэтому советую следить в том числе и за точностью названий и фамилий.
Вот такие 3 пункта получились. Это, пожалуй, главное для журналистики и вебрайтинга одновременно. Если желаете, поделитесь в комментариях, получилось ли у меня применить в этой статье хотя бы некоторые из собственных советов. Как-то даже интересно обсудить свои ошибки — вдруг поможет.