Найти в Дзене
Mikhail Subotyalov

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Здоровье - ключевое понятие в любой медицинской системе. В Аюрведической медицинской традиции существует свой взгляд на эту концепцию.

Выдающимися деятелями традиционной Аюрведической медицины были известные врачи прошлого Чарака и Сушрута – авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака-самхита», в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута-самхита», который в значительной степени посвящён оперативному врачеванию.

«Чарака-самхита» - один из самых древних из дошедших до нас аюрведических трактатов, главный труд в области терапевтического направления медицины, непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч Аюрведических специалистов. Врачи и философы, историки и литераторы обращаются к его нему в поисках ответа, в чем причина страданий человека и как достичь счастья, физического здоровья, долголетия.

«Чарака-самхита» - сама суть знания о естественном законе существования человека, об Аюрведе, которая говорит «о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что - вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа», и цель которой «поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни - в больном».

В этом медицинском первоисточнике мы находим такие слова: «Болезнь - это отсутствие равновесия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье - это счастье, болезнь же – несчастье».

Там же говорится о цели Аюрведы. «Цель аюрведы – защитить здоровье здоровых и излечить больных».

В аюрведической медицинской традиции выделяется четыре уровня здоровья. Первый – арогья (физическое здоровье), второй - сукхам (социальное здоровье), третий – свастха (психическое здоровье), четвёртый – ананда (духовное здоровье).

На наше здоровье сильно влияет образ жизни. Аюрведическая медицина предлагает такой стиль жизни, благодаря которому человек остаётся здоровым. Цель аюрведического учения о здоровье, которое называется на санскрите свастха-вритта (буквально «утверждение в добрых привычках»), не в назидании и чтении морали. Аюрведа объективно исследует, какое влияние оказывает тот или иной стиль жизни на здоровье человека с учётом его конституциональных особенностей организма и личности. Такие правила поведения призваны, в первую очередь, укреплять иммунитет.

Согласно определению, которое даёт Аюрведа, человек здоров, если он соответствует следующим условиям:

1. Его доши (факторы, определяющие конституциональные особенности) находятся в состоянии гомеостаза.

2. Различные типы обмена веществ (агни) функционируют оптимальным образом.

3. Ткани тела (дхату) стабильны и хорошо развиты.

4. Продукты жизнедеятельности (мала) выводятся своевременно и в оптимальном количестве.

5. Органы чувств функционируют без ограничений.

6. Человек чувствует себя счастливым.

7. Он осознаёт свою духовную природу.

Подобный целостный подход типичен для аюрведической медицины.

Аюрведа рекомендует для достижения этой цели определённый образ действий. Свастха-вритта складывается из следующих компонентов:

1. Диначарья – правила поведения в течение суток.

2. Ритучарья – правила поведения для разных сезонов.

3. Навегандхаранья – регуляция естественных потребностей тела.

4. Садвритта – этические правила поведения.

5. Мокша – стремление к самореализации.

В «Чарака-самхите» даётся ещё одно определение здоровья: «Любое нарушение равновесия дош и дхату означает болезнь, а их равновесие, напротив, является здоровьем. Однако здоровье и болезнь можно также в самых общих чертах охарактеризовать соответственно как радость и боль».

В комментарии к этому тексту Чакрапани пишет: «Абсолютное равновесие дош и дхату, в сущности, вообще невозможно. Следовательно, состояние абсолютного равновесия невозможно. Поэтому здоровье определяют как счастье или радость. Но счастье – тоже вещь относительная. Оно ограничено жизненной ситуацией данного человека. Никакое мирское счастье не означает счастья в универсальном смысле». Далее в «Чарака самхите» написано, что все мирские состояния несут на себе отпечаток скорби и несчастья. Следовательно, здоровое равновесие дош и дхату предполагает определённый диапазон.

Другой аюрведический медицинский первоисточник «Аштанга-хридайя- самхита» даёт лаконичное определение здоровья: «здоровье – баланс дош». Это означает, что организм человека находится в состоянии соответствующем его индивидуальной врождённой конституции.

Далее Вагбхата, автор данного канона, перечисляет некоторые условия, необходимые для достижения здоровья. Так, например, вторая глава начинается со слов о том, что для достижения здоровья необходимо вставать в определённое время. Указывается промежуток времени примерно за один – полтора часа до восхода солнца.

В третьей главе, посвящённой образу жизни в различные сезоны, указывается, что «вне зависимости от сезона, в идеале ежедневный рацион должны входить все шесть вкусов для поддержания здоровья, но все же в каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса».

В четвёртой главе, посвящённой профилактике болезней, есть интересный текст, описывающий здорового человека. «Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болезней».

В седьмой главе Вагбхата предупреждает об опасности резких изменений образа жизни для здоровья. «Нездоровая (пища, питье, деятельность), вошедшая в привычку из-за длительного использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом. Аналогично, здоровая (пища, питье, деятельность) должна начинаться постепенно, с интервалом в один, два или три дня. Резкое прекращение вредной (деятельности, пищи и т.д.) и столь же резкое начало здоровой (деятельности, пищи и т.д.) ведет к возникновению болезней.

С точки зрения Аюрведы, достижение здоровья имеет колоссальное значение. Вот что написано в «Чарака-самхите»: «Разумный человек должен сознательно прилагать усилия к тому, чтобы тело сохранялось в хорошей форме. Тело – это поистине столп, на котором держатся благополучие нашей жизни и сама наша жизнь. Отложив, если необходимо, все другие заботы, человек должен направить внимание на своё тело, так как с потерей тела исчезнет всё, что составляет жизнь воплощённого существа».

Там же сказано, что «нет проклятия хуже проклятия долгой жизни, лишенной тех вещей, которые бы сделали эту жизнь стоящей того, чтобы её прожить».

Аюрведа выделяет три стадии на пути к обретению крепкого здоровья: 1) выполнение простейших ежедневных и сезонных процедур для предотвращения заболеваний; 2) терапевтические меры в случае болезни; 3) омолаживающие процедуры для улучшения качества жизни.

Анализ медицинских аюрведических источников продемонстрировал, что в Аюрведической медицине сформирована чёткая концепция понятия «здоровья». Благодаря этому научно сформулированному подходу, в Аюрведе обоснованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на поддержание здоровья здоровых и восстановление здоровья у больных.

Источник: Суботялов М.А. Учение о здоровье в традиционной Аюрведической медицине // Медицинский совет. - 2012. - № 6. – с. 70–74