В XIX веке во Франции жил один человек. Он был богат, работал на бирже, имел жену и детей. Однажды он пришёл домой и сообщил, что уволился с биржи и собирается заниматься живописью. Человеком этим был Поль Гоген.
Начал писать Гоген ещё в 1870-х годах, но и сам он, и его семья не воспринимали его живопись всерьёз. Он писал только по воскресеньям, а в остальное время проводил время на работе и с семьёй. Но всё изменилось, когда однажды Гоген встретил на своей выставке Эдуарда Мане.
- Очень хорошо, – сказал Мане, прищёлкнув от восхищения языком.
- Что вы! - возразил Гоген. – Я всего лишь любитель.
- О, нет, - ответил Мане. – Любители – это те, кто пишут плохие картины.
После такой похвалы, уверовав в свой талант, Поль Гоген решает всерьёз заняться живописью, ведь ему давно надоело быть "воскресным художником".
Но в семье Поля не поняли. Картины его не приносили дохода, а семья стала жить в нищете. Жена Гогена не могла долго тянуть всю семью и брак распался. В последствие она вспоминала:
"Демон внушил Гогену, что он художник и он, проклятый эгоист, принялся выплясывать вокруг своего таланта. Мне же пришлось кормиться уроками. Теперь нечистый растолковал то же самое остальным помешанным на его живописи, и сегодня богатые дурни готовы платить за эту мазню десятки тысяч франков. Будь они все прокляты. У меня не осталось ни одной его картины. Я все продала за гроши".
Ему была уготована карьера биржевого магната. Но стабильное благополучие было не для него. Желание писать оказалось сильнее. И он без колебания кладёт всё, что имеет, на жертвенный алтарь искусства.
Поль Гоген долго искал себя, много путешествовал. Желание познать новый, ранее неизвестный язык живописи объединило многих художников, которые были не похожи друг на друга, но имели общие представления о жизни, а главное схожие судьбы. Среди них был Ван Гог, Синьяк, Тулуз-Лотрека и многие другие. Они встали у истоков постимпрессионизма, но слишком опережали своё время, а потому не были поняты современниками. В рецензиях на выставку картин Гогена, привезённых с Таити, можно было прочитать:
"Чтобы развлечь своих детей, пошлите их на выставку Гогена. Они позабавятся перед раскрашенными картинками, изображающими четверорукие женские существа, распростёртые на биллиардном столе…"
После этого Поль Гоген покидает Францию навсегда и живёт на Таити. Из-за конфликта с колониальной властью, он вынужден писать картины и отправлять их во Францию в надежде продать, но тщетно. Спонсоров, готовых приобрести его картины, не находилось. Его душили болезнь, депрессия, а главное нищета.
"У меня нет даже куска хлеба, — писал Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, — чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да ещё пресноводными креветками”.
Но самым сильным ударом для Гогена стала смерть его любимой дочери. Из Дании пришло письмо, в котором бывшая его жена писала:
"19 января, проболев всего три дня пневмонией, которую она подхватила при выходе с бала, умерла твоя дочь Алина".
Краски экзотической жизни окончательно померкли перед Гогеном. Он всё ещё надеялся сохранить остатки равнодушия, надеялся оправдать эту жертву, принесённую во имя искусства. Но отец оказался сильнее художника.
Впервые Гоген ощущает сильную вину перед своей семьёй, перед детьми, которых он покинул. Понимая, что жить более он не может, художник решает умереть. Но прежде, чем сделать это, он желает создать последнее полотно, которое стало бы духовным завещанием потомкам.
"Я думаю, — обращался художник к Монфреду, — что это полотно… превзойдёт все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность".
К концу декабря 1897 года работа "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" была готова.
***
Широкое полотно разворачивает перед зрителями повествование о рождении, жизни и смерти. Три этапа, плавно перетекающие друг в друга. Три главных кита человеческого существования. Трёхмерное пространство и чёткое деление полотна на три части.
Первая рисует нам картину рождения. Младенец - ещё неиспорченная, не помутнённая жизненными бедами душа, которой предстоит пережить немало разочарований на земле. Но пока он в безопасности и женщины, сидящие с ним, ещё полны счастья и чистоты, свойственной молодости.
Но время течёт, изменяя и преобразуя человеческое существование. Рано или поздно человек начинает познавать мир. Стремление к познанию, зрелость и возмужание наблюдаются в центре композиции, где юноша тянется к плодам знания, где протекает уже простая жизнь, полная дум и мыслей. "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?" Вопрос заключён, вероятнее всего, в центре полотна. Но найти ответ на поставленные вопросы навряд ли удастся. Слишком тяготят духовный разум материальные блага.
Время течёт и в третьей, заключительной части полотна, воссоздаётся увядание жизни и скорый уход из неё. Недаром белая птица сидит у ног старухи, ожидая своего часа. Белая эта вестница смерти являет собой бессилье человека перед законами мироздания.
Три части полотна, единая композиция, оплетаемая сетью ручейков прозрачного источника, символизирующего вечность, ведь тело – лишь оболочка, а душа бессмертна. Надежду на то, что это истина, являет божественный символ, стоящий у истоков смерти.
Изучая полотно, как принято читать каббалистические тексты, справа налево, человек познаёт смысл бытия и становится подобен Аврааму, которому удалось ощутить единую силу природы, на фоне которой среди ручьёв и лиан, раскинулось полотно человеческого бытия.
+ Бонус (авторское стихотворение)
Кто мы, откуда, куда мы идём…
«Кто мы, откуда, куда мы идём?» –
Вечный вопрос бытия.
Мир наш омыт свежим жизни ручьём –
Источник – в нём вечность твоя.
Художник во всём естестве описал
Младенца, что дремлет пока.
Он в будущем жизни покорный вассал,
А нить её очень тонка.
Однажды, желая познать бытие,
Мужчина плод с древа сорвёт
И будто в кошмарном, но сладостном сне
Познание он обретёт.
А вместе с познаньем сомненье во всём.
И будет вопрос бытия
Преследовать снова звенящим дождём,
Доколе в тебе жизнь твоя.
Но время настанет, придёт твой черёд -
Не вечно нам жить на земле.
Старуха покой в белой птице найдёт,
Надежду найдёт в божестве.
"Кто мы, откуда, куда мы идём?"
Вечный вопрос бытия…
*Автор стихотворения - Антонина Силуянова
Если вам понравилась статья, ставьте класс и подписывайтесь на мой канал :)