Найти тему
Mikhail Subotyalov

Конституциональный подход к организму и личности в аюрведической медицине

Основные трактаты Аюрведической медицинской системы содержат множество сведений о типологии человека.

Особое внимание хочется обратить на труд «Аштанга-хридайя-самхита» (автор - Вагбхата), который содержит суть восьми разделов Аюрведы и является одним из авторитетнейших трактатов по медицине древней Индии. Он с давних пор изучается врачами не только в Индии, но и в Персии, Средней Азии, Тибете и Китае. Значимость «Аштанга-хридайя-самхиты» подтверждается наличием большого числа комментариев к ней, составленных как индийскими учеными, так и учеными других стран. Красотой и лаконичностью поэтического изложения материала, последовательностью и ясностью описания наставлений и методов медицинской науки она по праву заслужила место среди “Брихат-трайи” - трех величайших трактатов Аюрведы. Её можно назвать конспектом Аюрведы, одинаково необходимым как студентам, так и ученым и врачам.

Уже в первом тексте первой главы автор косвенно ссылается на наличие трёх конституциональных типов, не упоминая их.

rāgādirogān satatānuṣaktān aśeṣakāyaprasṛtānaśeṣān |
autsukyamohāratidāñjaghāna yo'pūrvavaidyāya namo'stu tasmai || 1 ||

Вагбхата указывает в этом тексте на основную (adi) причину болезней (roga) – корысть, эгоизм, страсть (raga). И сообщает, что патогенез болезней может идти по трём векторам развития. Первый – autsukya, что можно перевести как «беспокойство, тревога, боязнь, забота, опасение, страх»; второй – mohā – «отчаяние, безумие, иллюзия, обман» и третий – arati – «скука, безрадостность, унылость, недовольство». Фактически, автор трактата указывает на психосоматический компонент каждого из трёх конституциональных типов, о которых он будет говорить в дальнейших текстах.

И первое упоминание о типах конституции Вагбхата делает в шестом тексте первой главы:

vāyuḥ pittaṃ kaphaśceti trayo doṣāḥ samāsataḥ ||6b||

В целом (samāsataḥ), есть три (traya) типа конституции (doṣāḥ) – Вата, Питта и Капха.

Начиная с одиннадцатого текста первой главы, Вагбхата описывает характеристики (лакшаны) каждого типа конституции. Это не только морфологические, но и психофизиологические параметры организма и личности.

Для конституции Вата даются следующие характеристики:

tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaścalo'nilaḥ ||11а||

Итак (tatra), тип конституции Вата (anila) является сухим (ruksa), лёгким (laghu), холодным (śīta), жёстким (khara), маленьким (sūkṣma) и подвижным (cala). И можно понять, что представитель такого типа конституции может иметь сухую кожу и слизистые и одновременно быть эмоционально сухим. Человек Вата конституции имеет небольшой вес, а также лёгок на подъём и легкомысленный, что отражает его морфологические, поведенческие и эмоциональные характеристики одновременно. Он характеризуется малым весом и подвижностью тела и мыслей. Понимание всех характеристик, заключённых в одном термине, даёт многозначность санскритских терминов, некоторые из которых имеют до двадцати и более смысловых значений. Санскрит – язык, в котором каждое слово имеет множество значений, порой на первый взгляд очень отдалённых, но на самом деле связанных между собой, - вне всякого сомнения, является языком синтеза и выявления взаимоотношений, которые объединяют самые крошечные фрагменты в целостные структуры.

Далее идёт описание типа конституции Питта:

pittaṃ sasneha-tīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam ||11b||

Тип конституции Питта является слегка маслянистым (sasneha), резким (tīkṣṇa), горячим (uṣṇaṃ), лёгким (laghu), имеющим неприятный запах (visraṃ), подвижным и плавным (saraṃ) и текущим и бегущим (dravam). И снова мы видим многозначность формулировок. Представитель Питта типа имеет слегка маслянистую кожу, резок в суждениях, у него выражены горячие эмоции (гнев, агрессия), а также активный метаболизм. Как и Вата-тип, люди Питта-конституции лёгкие. За счёт сильного потоотделения имеют сильный запах тела, но слово visraṃ также указывает на критически настроенного человека. Его движения активные, он старается идти вперёд, очень целеустремлённый.

В следующей строке Вагбхата описывает тип конституции Капха:

snigdhaḥ śīto gurur mandaḥ ślakṣṇo mṛtsnaḥ sthiraḥ kaphaḥ ||12a||

Тип конституции Капха маслянистый или влажный (snigdha), холодный (śīta), тяжёлый (guru), медлительный (manda), гладкий (ślakṣṇa), «глинистый, земной» (mṛtsna), крупный (sthira). И опять мы видим глубокое понимание конституционального типа благодаря тому, что каждый термин имеет несколько значений. Представители Капха типа имеют жирную кожу, а также эмоциональную мягкость. У них замедленный обмен веществ и одновременно хладнокровие. Такой человек тяжёлый на подъём и имеет повышенный вес тела. Такие люди медлительны, сглаживают взаимоотношения и имеют гладкую кожу. Также они характеризуются крупным телосложением и «приземлённым» сознанием.

В дальнейших текстах первой главы Вагбхата, в числе прочего, указывает наилучшие методы и средства терапии для каждого из трёх типов конституции:

śarīrajānāṃ doṣāṇāṃ krameṇa paramauṣadham ||25||

vastirvireko vamanaṃ tathā tailaṃ ghṛtaṃ madhu ||26a||

Для соответствующих типов тела (śarīra-jānāṃ) наилучшим видом терапии (paramauṣadham) является соответственно (krameṇa): клизмы (vasti), послабление (vireka) и рвота (vamanaṃ), а также (tathā): растительное масло (tailaṃ), топлёное масло (ghṛtaṃ) и мёд (madhu).

Понимание сильных и слабых сторон каждого типа дает возможность выбрать соответствующий подход к рекомендациям по профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каждого человека в частности, а не популяции вообще.

Источник: Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Индивидуально-типологический (конституциональный) подход к организму и личности в аюрведической медицине // Традиционная медицина. – 2011. - № 3 (26). – с. 60–63