Через несколько месяцев после войны в Персидском заливе в 1991 г. американские военные, вернувшиеся домой, жаловались на различные недомогания: бронхиты, кожные заболевания, желудочно-кишечные, неврологические расстройства и т.д. В некоторых случаях эти недомогания привели к инвалидности. Самым обескураживающим был их многообразный характер. Военным медиками было очень тяжело диагностировать эти заболевания. И тогда впервые заговорили о синдроме войны в Персидском заливе. Его объяснят вредным влиянием лекарств, выданных солдатам для того, чтобы защититься от возможного использования Саддамом Хусейном газа. Несколько месяцев спустя об этом перестали говорить: синдром поражал только военных и не представлял угрозы мирному населению.
Подобные симптомы появились у бойцов войны в Косово в 1998 году, и на этот раз нельзя было списать их на то, что они вызваны лекарствами против газовой атаки. Причина, на этот раз, была обнаружена американскими, английским и французскими врачами.
Война в Персидском заливе предоставила возможность американским производителям испытать новый тип боеприпасов, с более высокой пробивной силой, чем вольфрамовые: оболочки снарядов были укреплены истощенным ураном, часто встречающимся и недорогим металлом. Это то, что остается от руды после того, как из нее добыли уран- 235, необходимый для ядерных станций. Во время первого нападения на Ирак союзные войска выпустили 860 000 снарядов с истощенным ураном, что составило 290 тонн этого металла.
Было забыто, что уран радиоактивен и испускает бета-лучи. Когда эти снаряды взрывались, они выбрасывали в атмосферу радиоактивную пыль. В закрытом докладе от 30 апреля 1991 года Британская служба по атомной энергии предупредила свое правительство. Она подсчитала, что во время войны в Персидском заливе союзные войска вдохнули 23 тонны частиц пыли истощенного урана, которые, по мнению экспертов, «могли стать позднее причиной 500 000 смертельных случаев» из-за этого облучения.
Американское и британское правительства проигнорировали эти предупреждения гражданских служб. Кстати, война разворачивалась в пустыне. А это значит, что кроме иракских солдат, жертвами стали и армии союзников. Ветераны, подхватившие синдром, описанный выше, начали выражать озабоченность. Сначала им ответили, что там ничего опасного для органов дыхания не было, а это просто реакции на некоторые прививки. Затем, в 1993 году, Британское министерство обороны согласилось, что военные могли дышать там пылью, ставшей причиной рака легких.
В Соединенных Штатах синдром Персидского залива вначале был представлен как последствие стресса, перенесенного солдатами. Затем военные власти снова упомянули о реакции на профилактические прививки для солдат. В программе исследований, начатой в 2004 году и растянувшейся на четыре года, направленной на выяснение причин синдрома, влияние частиц урановой пыли не было упомянуто.
Проводимая под руководством НАТО война в Косово проходила не в пустыне. Но были использованы те же боеприпасы. Целью союзных армий было дать возможность жителям Косово вернуться к себе домой. Поскольку и они дышали частицами пыли истощенного урана, они также вынуждены были лечиться на родине.
Эти вопросы были очень кратко упомянуты в средствах массовой информации и, как обычно, бесстрастным голосом было заявлено, что они не касаются гражданского населения, и общественное мнение не компетентно в подобных вопросах. Вот почему забыли упомянуть, что войны в Персидском заливе и Косово были подобны ядерным конфликтам. Но их не признали таковыми.