"Сакральное путешествие - ОСЕНЬ18" - Асенова махала, Велико-Тырново>>
обрабатывая новую серию фото из нашего "Сакрального путешествия", я вдруг смутно ощутил что-то оч и оч знакомое из далеееекой памяти....
порылся в архивах, и точно...!
воспоминания о пьянке будущем:
в дааааалекие 60-е лучшими винами, за неимением других, для нас были - "Варна", "Тамянка" и "Тырново"...:)
в те годы на прилавках стояли всякие убойные "солнцедары", "плодово-выгодные", "777", и пр. гадость, и на их фоне болгарские вина были нектарами...:))
так, вот - почему для меня "Тырново" печально-памятно...?
было это в 67-м году, в славном городе Томске - прочли мы с друзьями в институтских ведомостях о том, что зачислены на 1-й курс физ-теха, и, естествено - решили наши успехи отпраздновать по-полной...
ломанулись до магазина, а там - кроме бормотух всяких, только "Тырново", сладкое оно до приторности, но делать нечего - авоську затарили, и двинули в городской парк над Томью...
ммммдяяя, было нас четыре гаврика на шесть бутылок под сырок "дружба", а жара стояла в конце июля - сумашедшая...
Ох, где был я вчера — не найду днём с огнём!
Только помню, что стены — с обоями...
меня-то еще Вовка доволок до общаги, а вот "два друга" - Дуб с ...(забыл уж второго),... так их с трамвайных путей сняли - они по ним ползли в общагу, родимую...:))
а утром был п..ц, с тех пор - видеть это "Тырново" не мог без содрогания...: (ссылка>>)
так вот - через 50 с лишним лет я и оказался внутри этикетки "Tырнова", сбылась, тэк сказать, мечта идиота...! :)) (правда - на этикетке малость другой мост изображен - Стамболов, а мы оказались у мостов "Царя Бориса" и "Владишкина,но не суть важно)...
ранним, ранним утречком,, на третий день нашего путешествия, поеживаясь от звенящей свежести, побрели мы осматривать эту самую этикетку - Асенову махалу, или бывший квартал ремесленников - "под крепостным холмом раскинулся живописный средневековый квартал ремесленников Асенова махала, где находится множество церквей. Среди них выделяются храм "Свети Димитр" (1185), в его стенах прозвучал призыв к восстанию против византийского владычества, которое привело к созданию Второго Болгарского царства, "Церковь Сорока Великомучеников" (1230 г) - усыпальница нескольких болгарских царей, место провозглашения независимости Болгарии в 1908 году, церковь "Святых Петра и Павла" (30г. XIII в.), сумевшая выстоять в периоды гонений и разрушений, но разрушенная землетрясением 1913 года"...
было оч рано, и главное из-за чего мы сюда приыли - "Церковь Сорока Великомучеников" была на замке:
поэтому мы сначала побрели к "Петру и Павлу", по пути посмотрев немного "Шишманову баню" - "один из самых достоверных культурных памятников Второго болгарского Царства. Это одна из немногих сохранившихся средневековых бань в Болгарии, называется «Шишманова», потому что до археологических раскопок предполагалось, что была построена во время последнего царя Ивана Шишмана, после 1371 года":
а потом мы прикоснулись к XIII веку - церкви "Свети Петр и Павел":
"St. Св. Петра и Павла" - средневековая болгарская церковь в Велико Тырново, известный памятник Тырновской художественной школы.Церковь была построена в 30-х годах XIII века по инициативе венгерской королевы Анны-Марии, чтобы разместить там мощи Йоана Поливотски. Первоначально вокруг него был построен монастырский комплекс, которого сегодня не существует. По некоторым данным, церковь использовалась в качестве приходской в течение нескольких лет сразу после захвата Тырново османским султаном Баязидом I (1393 г.). До 1878 года это была соборная церковь Тырновского епископства.
Это - одно-апсидная, крестово-купольная церковь размером 14 х 7,20 м с большим притвором. Наос разделен двумя рядами колонн на три корабля. В шестнадцатом и восемнадцатом веках церковь была расстроена на юг и запад с большой L-образной галереей и небольшой часовней. Своды, покрывающие четыре пересечения креста, цилиндрические и переходят в стены под ними. Эта конструкция дает возможность для наилучшего размещения фресок.
Три фрески XIII, XV и XVI веков были с сильным католическим влиянием, т.к. в XIII веке разногласий Византии с Римом были урегулированы Лионской унией и византийцы могли считаться католиками, одна из фресок (XIII в.) неплохо сохранилась - медальоны св. Гурия, Самона и Авива. В середине XVI века состоялся крупномасштабная реставрация фресок в наосе и нартексе храма. В то время это была функция столичной церкви. С тех пор в алтаре сохранились фрагменты сцены Евхаристии. Воскресенье, образы Отцов Церкви Св. Григория Богослова, Иоанна Милосердного и других. На северной части восточной стены находится сцена «Христос в могиле». Из первого регистра на южной стене сохранилась композиция «Дейсис» и образы отшельников Св. Герасима, Харитона, Варлаама, Иоасафа и Иоана. В этом регистре северной стены изображены дезертиры Павел Тевский, Пахоми с ангелом и Онуфрий. На столбах, отделяющих наос от нартекса, изображены значки самого почитаемого болгарского святого Ивана Рильского, покровителей храма Святого Петра и Павла, святого Кристофера Богоносеца, архангела Михаила и архангела Гавриила. Междуарковое пространства занято Деревом Иесеевым (родословной Иисуса Христа) и медальонами с изображениями русских святых Бориса и Глеба. На западной стене над изображениями святых Иосифа Песнопевеца и Козьмы Маюмски находится сцена «Успение Святой Богородицы". В притворе храма наъходится фрагмент образа Шестого Вселенского Собора, проходившего в Константинополе в 680 - 681 гг. В последние два десятилетия семнадцатого века завершалось оформление росписи в галерее. На северной стене можно увидеть части росписей за сентябрь, ноябрь, декабрь, январь и февраль.
Во время землетрясения в 1913 году церковь была сильно повреждена. Он был полностью восстановлен в 1981 году на основе оригинальных фотографий и рисунков, согласно проекту архитектора Бояна Кузупова. Исключительно интересные фрески и архитектура делают его одним из замечательных болгарских средневековых памятников.
Церковь объявлена памятником архитектуры и культуры национального значения (ссылка>>)
это было просто ПОТРЯСАЮЩЕ...! это - как увидеть и прикоснуться в России к Феофану Греку, ведь он прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном, а Киприан - болгарин из Тырнова, и безусловно находился под влиянием художественной школы Тырнова, с ее характерным аскетизмом, белильными мазками на ликах и суровостью образов...! настоящее чудо из прошлого...! тем более, что мы там были одни, для нас специально открыли церковь, очень грамотно, кстати, отреставрированную - практически накрыли саркофагом из новой церкви и сохранили все в первозданном виде, уцелевшие от землятресения части...
P.S. интересны у храма капители - одни византийские
другие - римские:
и трогательная царапка на одной из фресок, в виде крылатого коня победы, выполненная во время восстания против византийского владычества в 1185 году:
полностью смотреть здесь: https://av-klement.livejournal.com/1643611.html