В течение многих десятилетий посетители одного из известнейших в мире музеев Metropolitan Art Museum в Нью-Йорке (Мет) восхищаются двумя статуями и огромной головой воина в терракоте, представляемых как образцы этрусского искусства, датируемого VI веком до нашей эры. Одна из них – это впечатляющая статуя бога Марса. По свидетельствам лучших экспертов статуи были куплены в Италии в 1921 году. Они были тихонько изъяты без барабанной дроби и звука фанфар в 1961 году. По причине того, что: фальшивомонетчик Альберто Фиорованти, который их создал, свидетельствовал перед консулом Соединенных Штатов в Риме, что именно он является их автором. Охваченный угрызениями совести, Фиорованти перед смертью посчитал правильным признаться в мошенничестве. Но его «чудеса» уже сделали ему состояние.
Еще одна неудача: Восхитительный скульптурный ансамбль греческого мрамора в Бостоне, так называемый Бостонский трон, породил огромные сомнения в его подлинности в конце XX века. Эти скульптуры оказались поддельными и датируются едва ли не прошлым веком.
Подобные примеры можно продолжить: Это фальшивые эмали в Лиможе, искусственно состаренные слоновые бивни, римский, греческий, восточный антиквариат, карты и манускрипты, претендующие на старину, восхитительные золотые монеты эпохи Возрождения, которые относятся к тому времени, но изготовлены в XX веке. Один из наиболее авторитетных изобличителей подделок, который нам известен – это не кто иной, как Томас Ховинг, который, как это не парадоксально, был директором Мет.
Американские музеи далеко не единственные из тех, что предлагают публике для восхищения подделки; двумя наиболее знаменитыми художниками по подделкам в начале XX века стали немец Отто Ваккер и итальянец Альчео Доссена. Первый в свое время наводнил частные коллекции и музеи подделками Ван Гога, второй поддельными античными скульптурами. Когда во времена фашизма итальянские муниципальные власти перестраивали общественные туалеты, полы которых были разрушены водой и мочой, Доссена покупал полные наборы этих материалов, естественно состарившихся, чтобы превращать их в фальшивые шедевры. Подделки Ваккера и Доссена встречаются в очень многих американских и европейских частных коллекциях, завещанных позже государству. Именно так волки в овечьих шкурах попадают в музейные запасники вместе со старинными произведениями. Современные научные технологии выявления подделки, такие как тесты теплового свечения для старинных произведений, рентгеновские лучи и анализы пигментов краски совершенствуют обнаружение подделок. Если бы такие способы были известны ранее, хранители Музея искусств на острове Бали, например, смогли бы избежать обиды из-за изъятия знаменитой подделки Курбе Девушка, уснувшая с собакой.
Понадобились бы годы и целые армии экспертов для того, чтобы обнаружить современные подделки : иногда они заслуживают восхищения. На самом деле, очень часто они были написаны уже знаменитыми художниками, но которые в своей малообеспеченной молодости то там то сям воспроизводили Сезанна или Коро, чтобы заработать себе на жизнь.
Заслуживающие восхищения, покрытые респектабельным налетом старины, имея престижное происхождение, подтвержденное экспертами, они выставлены на самых верхушках стен в большинстве музеев мира.
Сомнительные произведения, ставшие таковыми из-за чрезмерных реставраций либо те, о которых сложилось ошибочное представление, заслуживают отдельного места и внимания. Так Бахус Леонардо да Винчи в музее Лувра является на самом деле Святым Иоанном, который был реставрирован в XVIII веке. А знаменитый Человек в золотом шлеме из музея Кайзера Вильгельма в Берлине, который в течение десятилетий представлялся, как подлинный Рембрандт был понижен до ранга произведения его ученика Карела Фабрициуса.
Но мастера по подделке не отчаиваются: зная методы обнаружения подделок, они сосредотачивают свой талант на тех областях, где эти методы не в ходу, например, на современных произведениях. Остается выяснить: чем же мы больше восхищаемся самим произведением искусства или подписью, которая под ним стоит.