Предслава... Эта девушка, дочь киевского князя Владимира и родная сестра Ярослава Мудрого, стала главной причиной войны между Киевской Русью и Польшей.
Святополк Окаянный не смирился с поражением, которое он получил от Ярослава Мудрого, князя новгородского в 1016 году. Он бежал в Польшу к своему тестю Болеславу I Храброму под защиту и с просьбой о помощи. Польский король мало того, что согласился предоставить войско для возвращения киевского престола, но и решил сам возглавить этот поход против Киева.
А причина была в том, что еще в 1014 году Болеслав просил руки Предславы, дочери Владимира Святого. В этом же году ко двору киевского князя прибыли еще послы от венгров и чехов с той же миссией.
Эта девушка славилась и красотой, и образованностью: ведь у Владимира было много дочерей от жен и 300 наложниц. А вот руку просили именно у Предславы. Это подтверждает и Мартин Галлус, польский хронист, который нам сообщает о том, что девушка была хороша собой, благовоспитанна и умна.
Вопрос о сватовстве так и не был решен, потому что князь киевский Владимир умер. Но вот епископ Мерзебургский и по совместительству немецкий хронист Титмар, современник тех событий, утверждает, что Предслава отвергла Болеслава по причине того, что тот был стар и толст.
Польского короля оскорбило и то, что его предложение отвергли, и сама причина, почему Предслава не приняла его руку и сердце: по его самолюбию и мужской гордости был нанесен сильный удар.
Вот поэтому, когда Святополк обратился с просьбой о военной помощи, Болеслав немедленно согласился: он хотел заполучить Предславу, отомстить ей за отказ и проучить. Для польского короля это стало решающей причиной для похода на Киев.
В 1018 году состоялась битва между поляками, союзниками Святополка, и Ярославом, киевским князем. Ярослав в этой битве потерпел поражение: воякой он был слабым или удача оказалась не на его стороне? Но он был настолько уверен в победе, что даже не позаботился об охране Киева!
Или у него войска не хватило, и все киевско-новгородские дружинники должны были отправиться на битву? Но произошло следующее: Киев был взят, Ярослав бежал, а женщины княжеской семьи: сестры князя, его жена и мачеха попали в плен к Болеславу.
Конечно, польский король исполнил задуманное: он взял Предславу без чести – в наложницы:
«И тогда Болеслав положи себе на ложе Предславу, сестру Ярославлю» (летопись более позднего времени)
Хотя Титмар, желая обелить имя короля, сообщает, что венчание все же состоялось в Софийском соборе. Но, скорее всего, это не так, потому что Софийский собор был построен позже: его заложили в 1036 году в ознаменовании победы над кочевниками-печенегами.
Хотя в некоторых других более поздних летописях указывается другая дата закладки Собора – 1017 год. В этом случае венчание могло быть. Или Титмар имел в виду какую-нибудь другую церковь в Киеве? Чему верить – каждый для себя решает сам. Но Титмар описал это событие так:
«В соборе святой Софии, который в предыдущем году по несчастному случаю сгорел, прибывших с почестями, с мощами святыми и прочим всевозможным благолепием встретил архиепископ этого города. Там же была мачеха упомянутого короля (имеется в виду мачеха Ярослава Мудрого), его жена и девять сестер; на одной из них, которой он и раньше добивался, беззаконно, забыв о своей супруге, женился старый распутник Болеслав».
Возможно, венчание состоялось, потому что, как ни крути, но Предслава была сестрой Святополка и дочерью Владимира. Сделать ее наложницей означало бы поношение княжеской чести. Болеслав женился, но как бы понарошку, потому что в Польше у него уже была жена, и Титмар про то говорит, не скрывая правды.
А возможно у польского короля была и другая мысль, более материальная (в самом деле: разве будет болеть голова у Болеслава за честь княжеской семьи?). Женившись на Предславе, поляк рассчитывал завладеть киевским престолом, отодвинув Святополка. Но тот разгадал намерения тестя и потихоньку препроводил его обратно к себе домой.
И Предслава вместе с остальными пленницами была увезена в Польшу. Королевой она там не стала. Для пленниц Болеслав выстроил хорошо укрепленный дом-дворец в византийском стиле на Ледницком острове недалеко от Познани.
Особых препятствий и тягот им не чинили: они жили тихо, уединенно. Но домой их не отпускали. Так и доживали свой век плененные русские княгини и княжны в неволе и заточении.
Позже польский король предложил Ярославу Мудрому обменять русских пленниц на свою дочь, тоже попавшую в плен, но уже к киевскому князю. Но Ярослав отказался по причинам, нам не совсем понятным. До сих пор точно неизвестно, какой была судьба всех русских пленниц после смерти Болеслава Храброго в 1025 году.
Но можно предположить, что Предслава хорошо заботилась о своих младших сестрах и дала им приличное образование и воспитание. Есть сведения, что одна из них, Мария Добронега, станет женой польского короля Казимира.
Еще две сестры, имена которых неизвестны, могли выйти замуж на венгерского герцога Ласло Саро и за Бернхарда II, саксонского маркграфа. В хрониках указывается, что эти мужчины были женаты на русских княжнах. Были ли это дочери князя Владимира или нет, установить пока не удалось.
Сама же Предслава свою судьбу не устроила. Так и пропала в истории умница и красавица – девушка, из-за которой началась война между Польшей и Киевской Русью, и которая вмешалась в войну между сыновьями Владимира за обладание престолом.
Если статья понравилась, то с вас, уважаемый читатель, подписка на канал, лайк и репост в соц. сетях – вам ведь это легко сделать, правда? А я вам честно гарантирую – новые статьи и сердечную благодарность :-)
Примечание. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам.