В течение всего последнего года деятельность президента Белоруссии Александра Лукашенко вызывает всё больше и больше вопросов у всех, кто неравнодушен к судьбам России и Белоруссии.
На первый взгляд, действия белорусского президента, позиционирующего себя как друга и союзника России, становятся всё менее и менее логичными: с его ведома и согласия арестовывают дружественных России журналистов, белорусских националистов прекращают преследовать за экстремистские действия и заявления, в республике всё более настойчива насаждается русофобская идеология "литвинства", президент Лукашенко назначает премьер-министром связанного с националистами Сергея Румаса.
Франак Вечорка, Сергей Румас, Павел Белоус на презентации инициативы по насильственной белорусизации сборной РБ по футболу
Что же движет белорусским президентом и какие цели он ставит себе и Республике?
Итак, по-порядку.
В 1990-х годах президент Белоруссии Александр Лукашенко представлял из себя почти идеального постсоветского лидера, который навёл порядок в своей республике и которого, на фоне пьющего Бориса Ельцина, многие граждане России хотели видеть своим президентом. И сам Александр Григорьевич рассматривал свои шансы на общероссийский успех, как вполне реальные, тем более, на фоне Ельцина... В этот период Лукашенко активно включается в проект Союзного Государства России и Белоруссии, выстраиваются основы будущих союзных структур и формируются контуры будущего Союзного Государства.
Однако, с приходом к власти Владимира Путина, Россия начала постепенно меняться: возвращались в бюджет доходы от нефти и газа, приватизированные в правление Ельцина месторождения, начали возвращаться в юрисдикцию государства в рамках госкорпораций, всё более независимой становилась внешняя политика России, существенно вырос по сравнению с 90-ми уровень жизни граждан. Все вместе эти факторы привели к тому, что в России народ стал симпатизировать своему лидеру - Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, а Александр Лукашенко потерял всякие перспективы сталь лидером общесоюзного масштаба.
Потеряв надежду стать лидером Союзного Государства, Александр Григорьевич продолжил укреплять собственное положение в Белоруссии, вводя в органы власти своих родственников и доверенных людей, выдавливая нелояльные бизнес-группы из Белоруссии, перехватывая их активы. В целом, это нормальная практика любого правителя любого государства, если она не вредит макроэкономическим показателям страны. В случае Белоруссии есть одно "НО", делающее ситуацию в республике не совсем обычной: экономические и социальные успехи Белоруссии - плод не только грамотной экономической политики её руководства, но и результатом прямых и непрямых дотаций хозяйства Белоруссии со стороны России.
Размеры помощи Белоруссии со стороны России в виде прямых безвозвратных кредитов, льготных поставок нефти, газа и других видов сырья, по экспертным оценкам превысили 100 млрд. долларов за период действия Союзного договора. Вложение аналогичных сумм в сопоставимый по численности населения, около 10 млн. человек, регион России, позволило бы демонстрировать в нём не менее выдающиеся успехи, чем те, что демонстрирует Александр Лукашенко в Белоруссии. И это не говоря уже об открытии для белорусских товаров огромного российского рынка и размещения оборонных заказов на белорусских предприятиях в ущерб собственным производителям. И вот тут начинают появляться вопросы...
Вопрос первый:
Почему, являясь членом Союзного Государства, получая громадную и безвозмездную помощь со стороны России, Белоруссия не признала ни ПМР, ни Абхазию с Южной Осетией, а ополченцев из ДНР и ЛНР на территории Белоруссии преследуют в уголовном порядке?
Вопрос второй:
Почему Белоруссия, став в 2014 году своеобразным "окном в Европу" для обхода антироссийских санкций ЕС, тут же завалила это окно валом некачественных товаров с Украины и из Польши, препятствуя любым попыткам России упорядочить товаропоток и оставить доступ на российский рынок только собственно белорусским товарам из белорусского сырья высокого качества. При этом, любые попытки России остановить транзит европейской и украинской контрабанды через Белоруссию на российский рынок, официальный Минск озвучивал как удар по союзническим отношениям, в то же самое время продавая на Украину для нужд ВСУ топливо, полученное от переработки российской нефти, полученной по льготным ценам.
Вопрос третий:
Почему белорусское руководство, признавая на официальном уровне общность народа России и Белоруссии, на практике проводит политику насильственной белорусификации и насаждение идеологии "литвинства" по образцу ющенковской украинизации конца "нулевых". Почему в Белоруссии преследуют и арестовывают журналистов, дружественно настроенных к России, а националисты и агенты влияния Запада всё больше и больше получают "зелёный свет" на свои мероприятия и программы, в том числе и сфере образования? Именно так и готовили американцы "пушечное мясо" для майдана на Украине.
Вопрос четвёртый:
Почему президент Белоруссии Александр Лукашенко, постоянно требуя от России всё новых и новых льгот для белорусской продукции, новых кредитов, которые никогда не будут возвращены, больших квот на льготные поставки нефти и газа, продукты которых его подчинённые перепродают противникам России, делает заявления, никоим образом не соответствующие поведению ближайшего союзника России в момент наивысшего за последние десятилетия обострения её отношений с США:
На встрече 5-6 ноября в Минске с представителями аналитических центров США президент Лукашенко сделал следующее заявление:
«По крайней мере, если мы договоримся и в Беларуси что-то вам пообещаем, даже в ущерб себе мы это исполним».
В составе делегации были:
- экс-командующий войсками США в Европе генерал, эксперт Центра по анализу европейской политики Бен Ходжес,
- экс-заместитель помощника Министра обороны США, старший директор Центра дипломатии и глобальных отношений им. Дж.Байдена Майкл Карпентер,
- эксперт аналитического центра «Корпорация РЭНД» Брюс Макклинток,
- президент антикремлевского фонда в США - Jamestown Foundation Глен Ховард, а также старший научный сотрудник этого фонда Владимир Сокор.
Более враждебно настроенных к России и представительных людей в Минске не было много десятилетий.
"Порадовала" и другая цитата Александра Григорьевича на той же встрече:
«Мы уверены, что от сплоченности стран в регионе и сохранения военно-политической роли США в европейских делах зависит безопасность всего континента. Мы не преувеличиваем — без Америки мы не решим, к сожалению, ни один вопрос, в том числе и украинский конфликт».
Не стоит забывать, что все события разворачиваются на фоне фактического разрыва со стороны США договора РСМД и угрозы появления их новых ракет средней дальности в Европе в обозримой перспективе. В этой связи сам собой напрашивается вопрос - а чьим союзником на самом деле является Александр Лукашенко, являются ли его заявления согласованной с Кремлём геополитической игрой, либо это попытка усидеть на двух стульях, как до этого пытались многие лидеры малых стран, гордившихся своей "многовекторностью", а в итоге свергнутых местными "майданами" под чутким руководством США. В случае с Белоруссией мы не можем наблюдать за происходящим, сложа руки, так как это наш ближайший союзник на наиболее угрожаемом направлении.
Остаётся надеяться, что новый посол России в Белоруссии Михаил Бабич не повторит ошибок своих предшественников и поможет президенту Александру Лукашенко и новому премьеру Сергею Румасу, известному своими связями с националистами, вспомнить, что же такое союзнические отношения и как заканчиваются попытки усидеть на двух стульях.
Живым примером результатов политики "двух стульев" для Александра Григорьевича может служить житель Ростова Виктор Фёдорович, тоже бывший президент и очень удачливый человек, так как остался жив и на свободе, менее удачливый - Саддам Хусейн, окончил гораздо хуже.
Пожелаем же Белоруссии процветания в союзе с Россией, а "последнему диктатору Европы" здоровья, не сидеть на двух стульях и не стать соседом Виктора Фёдоровича в Ростове.
#Лукашенко, #Беларусь, #Белоруссия, #Россия, #США, #Минск, #Бабич, #Путин, #Союзное государство России и Белоруссии