Сверхзвуковой пассажирский лайнер – это прежде всего скорость и громадная экономия времени, что для многих людей важно, а для бизнесменов, постоянно ощущающих его дефицит – важно вдвойне. Но, не только эта категория людей дорожит временем, простым людям также приятно получить лишние сутки, например, к отпуску, не утомляясь в полёте, выйти на работу на следующий день со свежей головой.
Новый проект Ту-244 находится на стадии разработки и подготовки технической документации и подходит к завершающей фазе, опытный образец сверхзвукового самолёта второго поколения обещают поднять в воздух в 2025 году. Сотрудники КБ Туполева сразу поняли, что создание гражданского лайнера по принципу имеющегося дальника Ту-160 невозможно, поскольку требования безопасности и комфорта резко отличаются от военных машин.
Туполевцам нужно было решить две главных задачи – это увеличить дальность полёта и добиться оптимального расхода топлива для машин такого класса. Если эти две задачи можно решить, применив схему крыла с изменяемой геометрией в полёте, то остальные немаловажные задачи, как уменьшение звукового удара при переходе на сверхзвук, снижение вредных выбросов в атмосферу и разработка двигателей с низким уровнем шума, пришлось решать совместно с институтом ЦАГИ и двигателестроителями.
Конструктивно Ту-244 видится с трапециевидным крылом со сложной формацией в средней части, передняя кромка с отклоняемыми носками. Механизация крыла включает закрылки и сбалансированные элероны с управлением по крену и тангажу. У центроплана стреловидность крыла равна 75 градусам, а у консолей – 35.
Корпус самолёта подбирается по размеру в зависимости от количества пассажирских мест, для 250 до 320 кресел это будет фюзеляж с диаметром 4.1 м, тремя классами пассажирского салона и отсеком для коммерческих грузов. Комфорт сверхзвукового лайнера будет на уровне туполевских машин класса Ту-204.
Кабина экипажа вмещает четырёх человек и оснащена новейшей авионикой с широкоформатными дисплеями. Управление самолётом автоматизировано, пилотажно-навигационное оборудование позволяет выполнение полётов и заход на посадку по IIIA категории ICAO.
Двигатели с отклоняемым вектором тяги и новая оптико-электронная аппаратура разрешают не оборудовать её отклоняемой носовой частью. Применение сплавов из титана усилят конструкцию корпуса в местах крепления основного шасси, которая будет иметь три стойки, выдерживающие большие нагрузки при посадке.
На первом этапе машина будет оснащена силовой установкой из четырёх двигателей НК-32, позволяющими конструкции со взлётным весом в 350 тонн развивать крейсерскую скорость 2.05 Маха и набирать эшелон 20 тысяч метров, на котором расчётная дальность равна 10 тысячам км.
Но, навряд ли этот самолёт заинтересует зарубежных заказчиков, он может быть полезен лишь России, странам БРИКС и отдельным богатым бизнесменам.