Все помнят свой первый звонок: гладиолусы, черно-белая форма, портфельчики, которые больше тебя самого и чувство, наступающей ответственности. Неожиданно ты вступаешь в новый период своей жизни. Конечно, ты еще неотёсан, многое тебе кажется новым, увлекательным. Время движется медленно. Ты так хочешь вырасти - стать взрослым. И вдруг перед тобой, перед всем классом предстает взрослый человек, начинает общаться совсем по-иному, нежели твои родители. Он общается с тобой на равных...
Здесь мне стоит отойти от "лирического отступления". Такая профессия, как педагог, уходит своими корнями в глубокую древность. На ум сразу приходят и Аристотель, и Эпикур, и Платон. А с этими именами и своеобразное чувство, которое обычно появляется, когда та или иная личность является для нас авторитетом. Безусловно, начиная с Древних времен и заканчивая современностью, были и есть ученые-педагоги, которые не мало сил вкладывали в свои работы по воспитанию: П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и многие другие.
Проблема воспитания всегда была очень острой, а в наше время она приобрела новый виток. Для детей открылся большой мир, причем, не с помощью книг и благодаря каждодневной практике, и даже не на опыте старшего поколения - им открылось интернет пространство, где все наперебой хотят высказать свою точку зрения. Их внутренней энергии, которая накапливается из-за пассивного поглощения информации, некуда выплескиваться. Раньше для детей был интересен даже муравейник на заднем дворе, который так и хотелось рассмотреть поближе, сейчас же их интересует виртуальный мир. Я говорю не про всех детей: есть такие, которые интересуются очень многим, активно применяя на практике, и уже в юном возрасте имеют широкий кругозор (и отсутствие свободного времени на разгрузку, как следствие, но это уже другая проблема).
Учитель в глазах таких детей теряет всякий авторитет, который раньше был основополагающим в отношениях "учитель-ученик". Главная задача учителя в наше время - научить ребенка ориентироваться во всей той информации, которую он так жадно начинает поглощать. Но что мы видим на практике? Множество видео, где учитель или ученик срываются друг на друга, не имея понятия о таком важном в современном мире явление, как уважение или ответственность. Школа становится каким-то неопределенным звеном, которое угнетает обе стороны конфликта. Да-да, вы не ошиблись. Сейчас учитель, чаще всего предстает как враг, конформист. Дети видят в нем угнетателя мысли, а не сподвижника к знаниям. В чем-то они правы - многие учителя не отходят от старых традиций еще советской школы. Поэтому их круг знаний, возможностей узок. Отношения предстают как деспотические (обычно, про таких ученики говорят: "Злая", "Советской закалки"). А те новые учителя (после университета), которые открыты, добры, готовые к новым свершениям, знаниям, которые готовы помощь всем и каждому - сталкиваются с непринятием. Детям чуждо такое поведение, для них - либо деспот, либо никто. Но и сейчас эта грань начинает размываться. Как я сказала выше, чаще всего такие страшные видео мы видим с представителями "старшего поколения" - они срываются. И их можно понять: ведь тот налаженный алгоритм, который был наработан годами, рушат эти "новые дети". Детям неуютно в школе, а не видят смысла ходить каждый день в заведение, где им дают информацию, которую можно свободно посмотреть в интернете. Они пока не осознают, что главное в школе - это их социализация в обществе, их первый шаг к этому.
Я считаю, что нужно поддерживать авторитет, но только посредством вынесение их виртуальной среды на поверхность, то есть их привычный мир показать в новом свете. Если они так много пишут комментариев, то научить строить текст-рассуждения, указать на орфографические ошибки и т.д. Например, дать просмотреть какое-то популярное видео (не слишком откровенное) и попросить высказать свое мнение, то есть так сказать "оставить комментарий". Показать, как можно логично, лаконично и правильно высказать свою точку зрения, к которой будут прислушиваться. Я считаю, что тогда ребенок не будет ощущать давление, он будет непринужден и открыт для диалога и самосовершенствования. А пока это "война" будет длиться очень долго...
Спасибо, что прочитали статью! Буду рада прочитать ваше мнение по этой проблеме.