Найти тему

Вячеслав Васильевич Тихонов

Вячеслав Тихонов был одним из самых известных лиц российского кино, он пережил трудное время Великой Отечественной войны и прославился создаваемыми им образами русских аристократов и интеллигенции.

Актер родился 8 февраля 1928 года в городке Павловский Посад, в 40 км к востоку от Москвы. Его отец, Василий Романович Тихонов, был техником на местной ткацкой фабрике. Мать, Валентина Вячеславовна, работала воспитательницей детского сада. Не «голубая кровь», но воплотил он ее в образе героев, полных духовного благородства.

Детство он проводил в компании: курил потихоньку, совершал набеги на соседские яблоневые сады. Как-то мальчишки поспорили на «слабо», смогут ли они сделать себе наколку. Все ребята вытатуировали имена любимых девушек, а у Тихонова девушки не было, вот он и попросил наколоть свое имя – Слава. Так это магическое слово стало спутником Вячеслава Тихонова на протяжении всей жизни.

После начала войны будущий актер, по настоянию матери, поступает в ремесленное училище, где становится одним из лучших. Еще с раннего детства отец научил сына умению мастерить. Получив профессию токаря, Тихонов стал работать на военном предприятии. Война позже стала главной темой в некоторых его самых заметных фильмах. Молодой Тихонов вместе со сверстниками нередко ходил в местный кинотеатр. Неподдельный трепет у молодого человека вызывали выдающиеся актеры той эпохи: Николай Черкасов в роли Александра Невского и Борис Бабочкин в роли Чапаева. Особенно впечатляла игра Петра Алейникова, на которого он стремился быть похожим. Позже Вячеслав Васильевич скажет: "Это люди, которые потащили меня в искусство".

В 1945 году Тихонов решил попробовать поступить во ВГИК, провалил экзамены, но, если бы не профессор Борис Владимирович Бибиков, который застал его, плачущего тихонько, не на показ, от горя, от обиды, на институтской лестнице, никто бы никогда не узнал об актере Тихонове. Профессор окликнул, выслушал, дал возможность показать себя – и взял на свой курс актерского мастерства уже после завершения вступительных экзаменов. Одним из его учителей был Сергей Герасимов, давший ему первую роль в кино. Дебют состоялся в 1948 году в фильме «Молодая гвардия», который был одним из лучших социалистических реалистических фильмов того периода. Он играл страстного юношу, одного из банды украинских партизан-подростков, борющихся с нацистскими оккупантами. Это был один из первых героев советской войны, которых он должен был сыграть за свою карьеру.

В 1950 году после окончания учебы актера взяли в штат Театра-студии киноактера, и во многом благодаря своим театральным работам он приобрел некую известность. После 1957 года он трудоустроится на киностудию им. Горького. Однажды, на репетиции спектакля «Медведь» молодой режиссер Станислав Ростоцкий крикнул Вячеславу Тихонову: "Я сделаю из тебя Жерара Филипа!" Конечно, слова эти не сбылись, но для нас Штирлиц значит не меньше, чем Фанфан Тюльпан для французов.

С самого начала его особый типаж – стройная, подтянутая фигура, привлекательная внешность – играли с ним злую шутку, подталкивая режиссеров ориентироваться на эти параметры, не стремясь выявить актерский потенциал. Если в театре он был задействован в серьезных постановках, в том числе и классического репертуара, то в кино таких ролей не было. Тихонов обижался и даже подумывал уйти из профессии. Любопытно, что режиссер киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев, считал, что Тихонов больше похож на азербайджанца или армянина, чем на россиянина, поэтому не утверждал на роли. Тихонову пришлось ждать «оттепели» после выступления Никиты Хрущева на 20-м съезде КПСС в 1956 году и ухода Пырьева с «Мосфильма», прежде чем дождаться более тонких ролей. В этом ему помог его бывший однокашник, режиссер Станислав Ростоцкий, предложивший сыграть в картине «Дело было в Пенькове». "Роль Матвея седьмая по счету и первая по значению", – оценил себя Тихонов. Знающие актера люди утверждали, что этот герой был похож на самого Вячеслава своей искренностью, добротой, честностью и ранимостью. Для точного вхождения в образ он даже частично сбрил и подкрасил брови.

Сотрудничество актера и режиссера продолжалось в работах над фильмами «Доживем до понедельника» (1969) и «Белый Бим Черное ухо» (1977). До этого Тихонов снялся в главной роли князя Болконского в восьмичасовом эпическом фильме актера-режиссера Сергея Бондарчука Война и мир (1966). В 1969 году фильм получил премию "Оскар" как лучший иностранный фильм. Роль князя Болконского требовала невероятной самоотдачи. Но Тихонов и не думал распыляться на другие проекты. Если он был задействован в картине, он посвящал свое дело только этой работе. В роли Болконского мог предстать Иннокентий Смоктуновский, но само провидение вмешалось в лице тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, ослушаться которую не мог даже великий Бондарчук. После выхода картины на экраны многие критики отрицательно восприняли работу Тихонова. Да и он сам был недоволен. Неутверждение на роль советского разведчика в фильме «Мертвый сезон» никак не способствовало укреплению уверенности в себе. Ростоцкому удалось «вытащить» на съемочную площадку актера. Поначалу Тихонов ни в какую не соглашался сниматься в роли учителя. Два раза читал сценарий и оба раза отказывался: "Эта роль не для меня". Пришлось Ростоцкому пойти на своеобразный шантаж: "Если ты мне друг - снимайся". Актер неподражаемо сыграл учителя Мельникова, за что по праву получил Госпремию.
Самой заметной ролью Тихонова на телевидении была роль русского шпиона Штирлица (полковник Максим Исаев) в популярном телесериале о российском разведчике, действовавшем в Берлине во время войны. Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у режиссера Лиозновой тогда был роман (за Гомиашвили был и Юлиан Семёнов). Его вроде даже утвердили на эту роль. Но кто-то из киноначальства задал вопрос:
"А что, Штирлиц был грузин?" Началось давление на режиссера, а Лиознова заняла нейтральную позицию. Гомиашвили это очень оскорбило, он обиделся, все бросил и уехал в Грузию. А у Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым – сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. То, что в фильме Штирлиц получился более «душевным», чем по задумке Семенова – свой вклад внес и Вячеслав Тихонов. Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн была влюблена его. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица. Двойственная личность Тихонова в «Семнадцати мгновениях весны» (1973) хорошо сыграна, и фильм завоевал миллионы сердец. Его штандартенфюрер СС Штирлиц стал персонажем анекдотов, потеснив самого Чапаева. Генсек Леонид Брежнев настолько впечатлился историей советского разведчика, что приказал найти настоящего Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Пришлось тактично объяснить, что это выдуманный образ. После роли Штирлица Тихонов стал типичным советским военным персонажем, а в 70-80-х годах играл героических офицеров и генералов КГБ в нескольких советских фильмах.

70-е 80-е годы вообще стали для актера плодотворными: «Егор Булычев и другие», «Фронт за линией фронта», «Они сражались за родину», «ТАСС уполномочен заявить». В знаменитой картине Ю. Озерова «Битва за Москву» за кадром звучит хорошо знакомый голос актера. В 1974 году был удостоен звания Народный артист СССР.

С началом 90-х годов Тихонов все реже снимается в кино. Все меньше становится ярких и запоминающихся ролей. Но даже в этот период были очень интересные работы. Одна из них — фильм «Сочинение ко дню победы» (1998), снятый С. Урсуляком специально для обожаемых им В. Тихонова, О. Ефремова и М. Ульянова, которым было уже за 70 – пронзительный фильм о приключениях трех не вписавшихся в постсоветскую реальность России ветеранах. В 2006 году Э. Рязанов убедил Вячеслава Васильевича сняться в роли бога в своем фильме «Андерсен. Жизнь без любви». Картина с символическим подтекстом стала прощальным аккордом прославленной карьеры великого мастера. Представ перед зрителем в образе «Человека с добрымиглазами», он предварял жизнь датского сказочника и, как оказалось, венчал собственную. В последние годы жизни актер уединился на даче на Николиной горе, не любил публичности, ушел от настойчивого внимания журналистов: "Вот так вот проведешь часик-два с удочкой на берегу и чувствуешь, как ты немножечко как будто вздохнул душой свежего воздуха и позабыл о всех проблемах, которые тебя сопровождают всю жизнь в Москве"
Свое счастье он находил в общении с близкими, в прогулках по окрестностям. В воспоминаниях и осмыслении того, что успел сделать. Давали о себе знать и возраст, и неумолимое время, которое потихоньку забирало его режиссеров:
"Нет больше тех людей, которые в меня верили, приглашали на роли" – с грустью вздыхал он.

После скоропостижной кончины Станислава Ростоцкого у Тихонова случился инфаркт. Он выкарабкался, но постарел так, что на улицах его больше не узнавали. "Старость - это когда рука тянется к телефону, но ты понимаешь, что позвонить больше некому... " - грустно признавался Вячеслав Васильевич. Ушла из жизни и Нонна Мордюкова, которую он перед самой смертью все же сумел простить. Страдавший от болезни сердца артист перенес незадолго до смерти операцию и пошел на поправку. Однако отсутствие полноценного ухода и осложнение болезни легких привели к непоправимому — 4 декабря 2009 года Вячеслава Тихонова не стало.
Вячеслав Васильевич женился очень рано, в 16 лет. Свою первую любовь, девушку Юлию, Тихонов оставил в Павловском Посаде: расстояние их чувство остудило, да и столичная жизнь - совсем другая. Он был без ума от сокурсницы, Нонны Мордюковой, которая стала его первой супругой. Ему почему-то сразу показалось, что нужно жениться на этой бойкой девушке, чтобы не упустить ее.

Говорят, этой свадьбе способствовала и жена режиссера «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Мол, Сергей Аполлинариевич так влюбился в Нонну, что был готов оставить семью и даже ездил на Кубань свататься к ее родителям. Однако мудрая мать девушки его отвергла, а вот благородный и красивый Вячеслав ей понравился. Понравился настолько, что мать даже настаивала на скорой женитьбе. Так и стали супругами. А на последнем курсе института Нонна забеременела и 29 февраля 1950 года родила сына Владимира.

Создав семью, молодые быстро поняли свою ошибку. Как вспоминала Мордюкова, спокойный и замкнутый Тихонов совершенно не соответствовал ее горячему темпераменту и яркой натуре. Сам Тихонов высказался еще более категорично: "Я Нонну не любил". Тем не менее они пробудут в официальном браке 13 лет.

Очень часто жертвами несчастливых браков становятся дети. Так было и на этот раз. Сын Вячеслава и Нонны, Володя, чувствовал отчуждение между родителями и со временем стал тем, о ком говорят "трудный подросток". В последующем он станет актером и снимется в двух десятках картин. Но в какой-то момент мужчина пристрастился к наркотикам и в 40 лет умер от передозировки.

В 1963 году Тихонов и Мордюкова официально развелись. Оставив жене квартиру, Вячеслав был вынужден ночевать у друзей - то у одного, то у другого.
Развод сильно его подкосил. Приятели из лучших побуждений то и дело сватали ему молоденьких актрис, но Тихонов решил, что больше не женится на коллеге.
Однажды на озвучании французского фильма «Мужчина и женщина» внимание Тихонова привлекла красивая переводчица Тамара. Ей 24 года, ему - за сорок. Вспыхнул роман - к счастью для Вячеслава, это было настоящее большое чувство. Свадьбу праздновали в ресторане «Прага». В 1969 году у супругов родилась дочка Анечка.
С бывшей женой Тихонов не общался, хотя часто виделся с сыном, хотел даже забрать его к себе, но Нонна не позволила. Чтобы уберечь ребенка от дурной компании, Вячеслав достал ему дорогую и дефицитную по тем временам вещь - пианино. Только это не помогло. Да и Мордюкова мешала сыну общаться с отцом, всячески наговаривала на «бывшего». А тот не стал настаивать, все свое родительское тепло отдав дочери.

Несмотря на внешне спокойный характер, супруга быстро прибрала к рукам известного мужа и держала его под тотальным контролем. Поговаривали, что даже разрешения на съемки в отдельных сценах Тихонов получал у жены. Они вели закрытый образ жизни и предпочитали не распространяться об отношениях. Но известно, что уже за несколько лет до смерти Тихонова они вместе не жили.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица

-2

Вячеслав Тихонов и Юлиан Семенов

-3
-4
-5

Вячеслав Тихонов с мамой

-6

Вячеслав Тихонов с дочерью Анной

-7

Вячеслав Тихонов с сыном Владимиром

-8

Вячеслав Тихонов и Светлана Дружинина в фильме "Дело было в Пенькове"

-9

Вячеслав Тихонов в фильме "Белый Бим Черное ухо"

-10

За кружкой пива Мюллер спрашивает:
— Скажите Штирлиц, а какой Ваш любимый фильм?
— “Волга-Волга”, хотел было ответить Штирлиц.
Но вовремя опомнился и сказал – Фольксваген-Фольксваген!!!