"Портрет Алексея Дементьевича Фатьянова, директора Иркутского областного художественного музея", 1974 , 100*101 , холст/масло, Иркутский областной художественный музей.
Это произведение находится в постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея. Алексей Дементьевич высказал личную просьбу, чтобы Иван Иванович Несынов сделал его портрет. Это был удачный творческий союз портретируемого и художника. Оба в равной степени активно участвовали в творческом процессе. Их дружба ни кем и ни чем не была омрачена. Полное взаимное уважение.
Портрет нагружен символикой . Два профессионала могли себе это позволить. Началась работа над картоном - рисунком в размер и формат будущего холста ( 100 * 101 ).
В этом варианте Алексей Дементьевич показывает указательным пальцем с очками ( прозрейте! ) на стоящую на полу графику с изображением распятия Христа. После обсуждения оба приходят к выводу, что это будет увидено художественно - экспертным советом и окончится доносом в органы государственной безопасности. Но желание показать истину ,что директор музея есть пастырь , исповедующий любовь к людям несмотря на предательства вокруг, было непоколебимо и соответствовало настроению.
Тогда Алексей Дементьевич предложил воспользоваться наличием в коллекции музея работой Тербрюггена. Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания , учинённого римскими воинами. Корона, или венец, была древним символом силы, правления и почёта. Сделать её из терновника, вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было ещё одним актом насмехания над Христом.
Хендрик Янс Тербрюгген , голландский художник 17 века, написал картину "Увенчание Христа терниями" в 1622 году. Алексей Дементьевич смог эту картину приобрести для музея как трофейную, вывезенную из Германии каким - то полковником, который снял её со стены в доме немецкого барона. Сюжет этой картины показывает покорность Христа перед молодостью ( будущим ) и старостью ( прошлым ), которые в образах старика и подростка палками закручивают вокруг его головы ветки с острыми иглами. Христос есть настоящее , плоть и кровь.
Иван Иванович принимает решение разместить фрагмент этой картины за спиной Алексея Дементьевича, как символические крылья. Алексей Дементьевич считает, что это не будет замечено цензорами.
Тогда появилась необходимость отказа в пластике правой кисти руки указующего движения. Тем более, что в правой части холста появилась часть экспонатов из экспозиции музея с женскими образами, которые ввёл Иван Иванович как символику непорочности и материнства. Алексей Дементьевич запротестовал - " Елена Григорьевна ( супруга Фатьянова) не поймёт, почему я на женщин указываю ! "
- Ладно, Алексей Дементьевич, огорожу тебя от неприятностей колонной из фарфора от переваловского иконостаса! - сказал Иван Иванович, и сделал окончательный вариант композиции.