Итак, вы стали обладателем камеры, максимальное фокусное расстояние объектива которой составляет 28 мм. Возможно, это Ricoh GR, Nikon Coolpix А или другая. Вы взволнованы. Мир огромен! Как же вам получше запечатлеть его с таким широким полем зрения? Стоп. Не паникуйте и отдышитесь. Все будет хорошо. Ниже вы найдете небольшое руководство для начинающих по фотосъемке на фокусном расстоянии 28 мм.
Как фотографировать на 28 мм: Введение
28-мм объектив считается широкоугольным. На начальном этапе для вас это должно означать только одно: в ваш кадр вы можете поместить гораздо больше, чем в кадр, отснятый, например, с объективом 50 мм.
Вот вам для примера фотография, сделанная с фокусным расстоянием 50 мм:
Что мы на ней видим? Мотоциклиста, часть грузовика слева и часть автомобиля справа. А теперь посмотрим на снимок с 28 мм:
Мы уместили гораздо больше окружающего пространства в кадре, не так ли? Я с легкостью запечатлел не только мотоциклиста, но и грузовик, автомобиль и даже часть окружающих улицу зданий. Неплохо, да? Но какие сложности поджидают на фокусном расстоянии 28 мм?
Для многих съемка на фокусном расстоянии в 28 мм связана с трудностями, вызванными следующими обстоятельствами:
На фокусном расстоянии 28 мм сложнее соблюсти баланс в композиции
Итак, представьте, как жонглируете 3 мячами. Хорошо. Теперь представьте, что жонглируете уже 9 мячами. Сложнее, не так ли? Съемка на 28 мм чем-то напоминает жонглирование большим количеством мячей: при кадрировании вы постоянно должны держать во внимании большое количество объектов.
Например, у меня есть телеобъектив. Насколько сложно кадрировать сцену, снимая на него? Давайте посмотрим:
Хм, похоже, мне стоит беспокоиться только о парне на заднем плане.
А теперь возьмем в руки 28 мм и посмотрим, как обстоят дела с ним.
А вот теперь у меня есть много поводов для беспокойства: парень и люди на заднем плане, мужчина справа, автомобили, вывески, провода…их чертовски много!
Это одна из основных причин, по которой многие отказываются снимать на этом фокусном расстоянии.
Нет возможности использовать суперсилу Боке
Как вы знаете, боке – это область вне фокуса. Это простейший способ выделить ваш объект съемки и привлечь к нему внимание зрителя. Например, как на фотографии, что вы видите ниже.
Женщина в фокусе, а размытый фон не отвлекает зрителя от главной темы фотографии.
Но с 28-мм объективом, вы не сможете получить такое изображение. Как бы вы ни старались, все, что у вас получится, примерно, будет выглядеть так:
Конечно, я немного преувеличиваю. У 28-мм объектива, конечно, есть боке, но оно, обычно, не так ярко выражено, как большинству людей хотелось бы.
На 28 мм (это справедливо для большинства камер) вы не сможете полностью отделить объект съемки от фона только лишь при помощи малой глубины резкости.
Вот вам пример фотографии с камеры с APS-C сенсором (т.е. не полнокадровой – прим. spp-photo.ru), отснятой с фокусным расстоянием 28 мм на диафрагме f/2.5:
Хотя фон и не в фокусе, он все еще достаточно резкий. Это означает лишь одно: фотографируя на 28 мм, вам постоянно нужно иметь в виду, что вам придется искать другие способы для того, чтобы выделить ваш объект съемки и привлечь к нему внимание.
Конечно, если у вас есть полнокадровая камера с 28 мм объективом f/1.4 или хотя бы f/1.8, то вы сможете получить неплохое боке, но, все же, оно не будет таким сливочным, как на 50 мм f/1.4, например.
Большинство неполнокадровых камер с APS-C сенсорами и объективами 28 мм f/2.8 или f/2.5 не порадуют вас боке.
Вы должны быть близко от объекта съемки
В поле зрения 28-мм объектива вы можете втиснуть больше деталей окружающего мира потому, что с этим объективом все вещи кажутся меньше.
Так что, если вы фотографируете, например, женщину на фокусном расстоянии 50 мм она может показаться вам достаточно большой, но если вы, не меняя позиции, сделаете ту же фотографию на 28 мм, вы увидите, что женщина на фотографии будет меньше и как бы дальше от вас.
Так что, если вы хотите чтобы объект съемки был заметен на 28 мм, вы должны быть как можно ближе к нему. Гораздо ближе, чем при использовании любого другого фикса с большим фокусным расстоянием.
Чтобы заснять фотографию, которую вы видите выше, мне пришлось подойти к мальчишкам очень близко.
Итак, фокусное расстояние 28 мм неудобно по причине того, что:
- непросто соблюсти баланс в композиции
- очень сложно выделить объект съемки при помощи размытия фона
- вам нужно быть очень близко от объекта съемки
Но несмотря на это 28 мм – это просто удивительное фокусное расстояние!
Как фотографировать на 28 мм: Советы
Здесь я попытаюсь вместе с вами разобраться по очереди со всеми проблемами 28 мм, обозначенными выше.
На мой взгляд, большие фокусные расстояния сильно ограничивают поле зрения. Представьте, что вы находитесь в закрытой комнате, которая соединяется с внешним миром только двумя окнами: одним небольшим и одним большим. Через какое вы бы чаще выглядывали наружу? Думаю, ответ очевиден.
Конечно же, в моем примере большое окно – это 28 мм. Я не могу говорить за вас, или за кого-либо еще, но на фотографии я хочу запечатлевать настолько много окружающего мира, насколько смогу.
При использовании 28-мм объектива вы можете сфотографировать не только объект съемки, но и задний план, всю окружающую его среду, и тем самым подчеркнуть контекст снимка.
Дело в том, что отсутствие возможности прибегнуть к боке, как к универсальному выходу из любой ситуации – это, на самом деле, просто замечательно для вашего профессионального роста.
Я помню, как я хвастался тем, как здорово я могу ездить на велосипеде с установленными дополнительными колесиками…пока мой отец не снял с моего велосипеда эти колесики. Теперь я понимаю, что говорить о том, что я САМОСТОЯТЕЛЬНО могу ездить на велосипеде я смог лишь тогда, когда избавился от этих маленьких помощников.
Так и в ситуации с 28 мм: невозможность использовать боке заставит вас все лучше и лучше осознавать то, что находится перед камерой. Необходимость акцентировать внимание зрителя на объекте съемки без размытия заднего фона подтолкнет вас на поиск способа добиться этого без боке. Вы будете вынуждены использовать все свои знания о заднем фоне, чтобы понять отвлекает ли он внимание от объекта съемки или же, наоборот – привлекает к нему.
Так что, отсутствие боке не ограничивает, а скорее расширяет ваши творческие рамки, потому что вы будете вынуждены выйти из привычной зоны комфортной фотосъемки с боке, чтобы попробовать совершенно новые вещи.
28 мм также вытаскивает вас из болота вашей комфортной зоны, когда разговор заходит и о портретной съемке. Теперь вы не можете сделать снимок с расстояния. Вы должны быть ближе, намного ближе к фотографируемому вами человеку – это способствует развитию не только фотографических, но и коммуникабельных навыков.
Итак, то что заставляет вас выйти за рамки, к которым вы привыкли, для вас, как для фотографа, — только на пользу.
Активно ищите ключевые моменты в кадре
Когда в кадре вы можете запечатлеть множество объектов, поиск ключевого момента в сцене становится очень важным.
Мне нравятся деревья, одни в больше степени, другие – в меньшей. Так вот, как-то раз, прогуливаясь, я увидел пальму. Все, что я хотел видеть на фотографии – одну-единственную пальму.
Но 28-мм объектив настолько широк, что я не мог просто взять и сфотографировать одно дерево – в кадр попадало много других объектов.
Тогда для того чтобы привлечь внимание к заинтересовавшей меня пальме, я выбрал точку съемки так, чтобы тень от растущего неподалеку дерева, падая на стену, как бы становилась продолжением ствола этой пальмы.
Оценивайте кадр с точки зрения общих форм
Существует так называемый Эффект зловещей долины, суть которого, упрощенно можно свести к тому, что чем более реалистичным что-то пытается выглядеть, тем более придирчиво мы к нему относимся.
Вспомните, сколько обсуждений порождает использование 3D-моделей в фильмах в качестве актеров. Обсуждая на форумах неестественность того или иного персонажа фильма, мы тем не менее, абсолютно, не придаем значение тому, что, например, у большинства персонажей мультфильмов всего 4 пальца вместо 5.
Нечто подобное происходит и при съемке на фокусном расстоянии в 28 мм.
Когда кадр насыщен большим числом элементов, мозг для того, чтобы не перегружать себя каждой деталью, начинает воспринимать объекты в общих формах. Чем шире угол обзора – тем менее критичен мозг к деталям.
Управляйте взглядом зрителя
Одной из наиболее важной концепцией в фотографии является умение вести взгляд зрителя. По сути, фотограф должен вести глаза зрителя так, чтобы они остановились на объекте съемки.
Поскольку у вас в кадре будет достаточно много объектов, и вы не можете использовать боке для акцентирования внимания на объекте съемки, вы должны хорошо представлять взаимодействие всех основных элементов кадра.
Давайте рассмотрим пример. На фотографии выше я хотел привлечь внимание к группе людей справа. Я снимал из автомобиля – так что я не мог подойти к ним так близко, как мне хотелось бы, на размытие фона надеяться также не приходилось. Я осмотрелся вокруг в поисках элементов, которые могли бы привести взгляд зрителя к группе мужчин, и мне повезло! Череда теней от появившихся прохожих справлялась с этой задачей как нельзя лучше, так что все, что мне оставалось сделать – нажать на кнопку спуска затвора.
Повторюсь, что боке – простейший способ привлечь внимание зрителя к объекту съемки, поскольку он создает контраст между ним и задним фоном. Когда вы лишены возможности использовать боке, окиньте сцену взглядом – не найдется ли элементов, которые помогут вам привлечь внимание зрителя к снимаемому объекту. Будьте начеку, ведь они могут появиться неожиданно, как, тени людей в рассмотренном выше примере.
Подходите ближе к объекту съемки
Если вы хотите сделать чей-нибудь портрет, с 50-мм объективом вы всегда можете быть на удобном для хорошего кадра расстоянии. Если же вы будете снимать с привычного для вас расстояния, но на 28 мм, то человек на фото может выйти слишком маленьким и затеряется среди фона.
На фотографии выше предельно ясно, кого я фотографировал: мужчина доминирует над остальными объектами в кадре, так что тут не возникает никакой путаницы.
Так что, если вы хотите снимать хорошие портреты на 28 мм, пришло время, быть ближе к людям!
Продумайте окружение
Однако, порой съемка с близкого расстояния – не единственный способ применения 28-мм объектива. Это фокусное расстояние позволяет отлично работать с окружением, включая его в композицию кадра.
Разница между хаотичной и хорошо организованной сценой может быть видна с точки зрения общих форм. Так, например, окружение на фотографии выше работает хорошо в силу того, что различные транспортные средства создают и подчеркивают динамику сцены.
Мозг не видит цепочку домов – он воспринимает лишь прямую линию; он не видит мужчину на велосипеде с ребенком – первое, что он воспринимает – вектор движения, который направлен в левый нижний угол.
Поэтому, когда вы пытаетесь выстроить композицию кадра на фокусном расстоянии 28 мм, помните, что на таком угле обзора мозг работает на уровне общих форм. Так что вам нужно запастись терпением и ждать, пока люди, занимаясь своими обыденными делами, не создадут в кадре подходящую вам композицию. А затем, не теряя ни секунды, жмите на кнопку спуска затвора камеры
Вы должны быть очень внимательны к тому, что происходит в кадре, ведь каждый его элемент может повлиять на итоговое изображение.
Не бойтесь преувеличивать
Пресвятая Википедия учит нас: «В фотографии и кинематографии, искажения перспективы представляет собой искривление или деформацию объекта и его окружения так, что вид объекта существенно отличается от того, как этот объект выглядел бы на нормальном фокусном расстоянии».
Обратите внимание на руку мужчины справа. Искажение сразу же бросается в глаза, так что для этой фотографии необходимо провести коррекцию перспективы. Кажется, что это крайне нежелательный эффект, но почему бы не использовать его разумно и творчески?
Когда я увидел эту даму, проходящей мимо, я понял, что это будет интересный кадр, так что я быстро вскинул камеру, расположился так, чтобы ее волосы были как можно ближе к объективу и углу кадра, а затем сделал снимок. Я использовал искажение перспективы для увеличения ее шевелюры, по-моему, получилось интересно.
А вот еще одна фотография:
Я весьма сильно преувеличил черты этого парня. С 28-мм объективом вы можете исказить любые пропорции – экспериментируйте!
Используйте открытое пространства мудро
Я хотел сделать портрет этого слишком-занятого-для-тебя мужика. Вскинул камеру…и получил в кадре фонарный столб и кучу зданий. Как я мог акцентировать внимание на этом деловом мужике? Ну…использовать открытой пространство, например! Конечно же! Я подождал когда, мужчина будет в таком месте, где над ним и вокруг него будет только небо и сделал снимок (он, кстати, все так же был слишком занят, чтобы обращать на меня внимание).
Итак, если в вашем кадре есть пустое место – расположить в нем ваш объект съемки будет отличной идеей.
Кадр в кадре
Если в вашем кадре происходит слишком много всего, как вы можете сделать его меньше, не прибегая к обрезке? На самом деле это несложно: просто поместите снимаемый объект в естественную рамку. Посмотрите на фотографию ниже:
На фотографии выделяются 2 рамки: первая – границы кадра, а вторая образована темной тенью на заднем фоне. Таким образом, все что в вашем кадре попадает в границы этой естественной рамки будет выделяться из фона.
Снимая на 28 мм, не забывайте искать естественные рамки, в которые вы можете поместить свой объект, тем самым привлекая к нему внимание.
Снимайте с нестандартных ракурсов
В фильме «Общество мертвых поэтов» есть весьма нетипичный преподаватель в великолепном исполнении Робина Уильямса, который говорил своим ученикам, чтобы они встали на стол и посмотрели вниз. В чем был смысл его действий? В том, чтобы показать ребятам, что есть иной взгляд на вещи, не тот, к которому мы привыкли. Иногда я делаю то же самое для уличной фотографии: я наклоняюсь и снимаю с нетипичных ракурсов, тем самым стараясь взглянуть на вещи по-другому.
Попробуйте изменить углы съемки, старайтесь использовать необычные ракурсы, экспериментируйте и делайте выводы: что дает наиболее интересные результаты.
И да, кто сказал, что старые фильмы не научат вас ничему новому?
Используй Силу свет, Люк!
Контраст привлекает внимание ваших глаз. Хотите узнать, где больше всего контраста? В свете на темных участках. Снимая с 28-мм объективом, я всегда стараюсь искать блики – они очень сильно привлекают внимание.
Посмотрите на парня с фотографии ниже. Вашим глазам не нужна помощь для того, чтобы сосредоточиться на парне, потому что он прекрасно выделается на темном фоне. Если у вас нет возможности использовать естественные блики, вы всегда можете воспользоваться вспышкой на темном фоне.
Как фотографировать на 28 мм: Вывод
Не бойтесь 28-мм объектив – он может стать вашим лучшим другом. Конечно, вам потребуется время, чтобы привыкнуть к нему, но зато он откроет вам огромный мир возможностей, недоступный на объективах с большим фокусным расстоянием.
Плюс, когда вы ограничены в возможностях, вы тренируете свои творческие навыки. Я, не задумываясь, прибегал к боке, используя свой 50-мм объектив, но перейдя на 28 мм, я был вынужден отказаться от него. И, несомненно, это помогло мне вырасти, как фотографу.
Если это получилось у меня – получится и у вас! Будьте самим собой, оставайтесь сосредоточенными и фотографируйте в удовольствие.
Источник: spp-photo.ru