Найти в Дзене

Кто выдержал, тот – выжил

В течение ряда лет в летний сезон мне довелось работать в медицинском десанте «СЕВА» («Служение без наград») под руководством профессора Упадие из Лондона. Доктор Упадие – окулист, который может проводить как терапевтическое лечение больных, так и сложнейшие хирургические операции. Сфера деятельности «СЕВА» включает весь мир – ее знают в Африке, на Тибете, в Южной Америке. В Россию эта была уже пятая экспедиция. В состав десанта (в разные годы количество людей, занятых в благотворительной акции, составляло от 130 до 150 человек) входят терапевты, психологи, стоматологи, многие из которых являются гомеопатами.

Бригада снабжена достаточным количеством лекарственных препаратов, медицинским оборудованием, которое отдают нуждающимся. Врачей не останавливают трудные условия жизни и быта, в большинстве случаев экспедиции отправляются туда, где наблюдается отсутствие медицинской помощи и материальной азы для ее оказания. К сотрудничеству доктор Упадия приглашает и российских врачей, а также волонтеров, которые устраивают быт больных, ремонтируют разрушенные здания, водопроводы, рубят дрова, до есть оказывают посильную помощь нуждающимся. В 2003 году «СЕВА» проходила в станицах Барсуковская и Надзорная Ставропольского края, которые 24 июня 2002 года подверглись временному затоплению водой, вырвавшейся из Черкесского водохранилища. В короткие минуты отдыха я делал записи по рассказам своих пациентов, которые вместе с жалобами на состояние здоровья, сообщали мне множество удивительных фактов. Я вел прием как врач-дерматолог и гастроэнтеролог. Но порой мне приходилось выполнять и функции психотерапевта, помогать людям избавляться не только от заболеваний желудка, но и от тех воспоминаний, которые не давали им спокойно жить.

ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Организм человека тесно связан с окружающей средой, а так как условия существования постоянно меняются, человек должен приспосабливаться, адаптироваться к внешнему миру. Разные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям среды. Скорость и полнота адаптации обусловлены состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, а также полом и возрастом человека. Если воздействие на организм человека весьма интенсивное, к которому не выработана адаптация, образуется неспецифический ответ, называемый стрессом (Г. Селье), а вызывающие его факторы – стрессоры (совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека, в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов).

Неспецифический ответ организма проходит в три фазы: реакция тревоги; стадия резистентности (устойчивость к стрессу); стадия истощения. При возникновении неординарной ситуации – стресса – информация попадает в мозг, затем через нервные окончания симпатической системы передается в надпочечники, которые при физическом стрессе выделяют преимущественно норадреналин, а при психическом (тревога, страх, ярость) – адреналин. Происходит перераспределение крови, главным образом в мышцы, а гипоталамус мобилизует нейрогуморальный аппарат и железы внутренней секреции – начинают интенсивно вырабатываться гормоны. Гипоталамус также вырабатывает бетаэндорфин, который снижает чувствительность человека к физическим раздражителям, к боли и холоду. Так теоретически выглядит физиология стресса. А что же на практике:

ИЗ ДНЕВНИКА ДОКТОРА КОЛОСОВСКОГО

25 июня 2003 года Познакомился с первыми пациентами. Люди разного возраста, но у большинства отмечается подавленность, неудовлетворенность. Многие испытывают дискомфорт, связанный с органами пищеварения, у некоторых отмечается плохая память. Однако все помнят события наводнения до мельчайших подробностей. Временной отрезок в год не стер эти грустные воспоминания. Все говорят о том, что не были готовы к большому количеству воды. Станицы затапливало по весне ежегодно – разливалась Кубань, к этому привыкли, как и к быстрому сходу воды, никто не боялся, переживали, как временные трудности, частично к ним были готовы. Но обрушившаяся стихия лета 2002 года была не из Кубани, о чем народ еще не догадывался. Оказалось, что в Черкесском водохранилище в связи с техническими неполадками был открыт затвор и оттуда хлынуло огромное количество воды, уровень затопления в отдельных местах доходил до 2 метров. На станицы шел вал воды, а не постепенное затапливание. Многие вспоминают, что на своем пути вода снесла склад с удобрениями и дальше по своему стремительному движению она несла уже не только водную угрозу, но и угрозу отравления, также в ней содержалось огромное количество песка, глины, мелких камней. Жители станицы рассказывают, что в уцелевших домах ядовитый слой грязи достигал 30-40 см. Больная К., 37 лет, которая отличалась особой эмоциональностью, поведала, как она впервые увидела воду, которая как бы «вползала» в станицу – высота была 10-15 см. Но она внушала ей страшный ужас и как будто чем-то угрожала.

Ведь обычная вода, наоборот, приносит хорошие эмоции – например, журчащий ручей, шорох волн. Но эта вода несла угрозу. Предчувствия женщину не обманули. За водой-разведчицей последовал ужасный вал, напоминавший морскую волну высотой до 2 м. При осмотре на коже рук пациентки были высыпания узелков ярко-розового цвета, которые после лечения гормональными мазями исчезли, но потом появились вновь. После детального осмотра больной я начал спрашивать, нет ли у нее жалоб со стороны органов пищеварения. Выяснилось, что моя пациентка, как и ее односельчане, в период затопления долгое время не получала горячую пищу, приходилось пить некачественную воду. Раньше у нее жалоб на желудок не было.

Но сейчас неблагополучие с этой стороны она ощущала: периодически появлялись боли в животе, тошнота, плохой аппетит. При дальнейшем обследовании был установлен хронический гастроэнтерит, возникновению которого способствовал стресс, полученный ею во время наводнения. Сырость, отсутствие нормального регулярного питания, волнения о близких – все это требовало повышенного расходования жизненных сил.

Однако организм выдержал и гастроэнтерит – это та малая беда, которую мы легко поправили с помощью средств гомеопатии и фитотерапии. Ее организм перенес стресс с малыми потерями, так как в нем были запущены механизмы защиты – выработка гормонов, поддерживающих гомеостаз в оптимальном состоянии. При повторном осмотре у пациентки было заметное улучшение состояния кожных покровов, она явно пошла на поправку. Женщина пересилила свой страх, настроилась на оптимистическое восприятие мира, поверила, что может побороть любые трудности.

26 июня 2003 года

Пациентка Д., 43 года обратилась с жалобами на боли в правом подреберье, тошноту и изжогу, периодически частый стул. События беды для нее развивались по следующему сценарию. Ее предупреждали о надвигающейся катастрофе и она решила покинуть станицу, стала собирать вещи и документы. Но главной проблемой была парализованная мать, которая не могла самостоятельно двигаться. Надо было найти машину, чтобы увезти ее в безопасное место. Когда выбежала на улицу, было поздно – высота воды достигала уже отметки 1 м 20 см. Пути отступления были отрезаны, мать удалось поднять на шкаф. Другого высокого места, где можно было бы спрятаться от воды, не было.

Так как покинуть мать было невозможно, дочь взобралась на стол и стояла по грудь в воде в течение все ночи. Вода была холодная, содержала химикаты. Для меня, как для врача, загадка – почему эта женщина не заболела воспалением легких, либо воспалением придатков, либо хотя бы циститом, который так часто бывает от переохлаждения у женщин. К утру ледяного стояния она уже не чувствовала ног, но при осмотре через год у нее не выявилось предполагаемых нарушений в суставах – к счастью, не оказалось ни ревматизма, ни полиартрита.

Заградительной плотиной от этих бед стал сам организм. Можно предположить, что у этой женщины было в сознании спасение матери и уверенность в том, что в конце концов ей помогут, что это не вечно. Это способствовало выработке достаточного количества гормонов, в том числе адреналина и норадреналина, а также эндорфинов, которые помогли выйти из такой беды с малыми потерями. Больной была назначена диета, рекомендована минеральная вода, она принимала гомеопатические средства и фитосбор. При повторном осмотре женщина чувствовала сея намного лучше.

27 июня 2003 года

Прошла череда больных – около 40 человек. Самое яркое впечатление – пожилая женщина Мария Р., 82 года. У нее отмечался зуд нижних конечностей, боли в животе, жаловалась на иногда возникающие боли в сердце. Во время наводнения она, несмотря на свой возраст, вскарабкалась на крышу, прихватив с собой маленького теленочка. Там они находились, как в Ноевом ковчеге, до прибытия спасателей, которые сняли их с крыши в числе первых. Бабушка благодарила спасателей и легко перенесла эту ситуацию.

По свидетельствам односельчан, она пережила не одно наводнение, была адаптирована к подобной опасности, всегда отличалась веселым нравом и жизнелюбием. К тому же она была верующей, и считала, что Бог не оставит ее в беде. Моя практика подтверждает, что те, кто умеет глубоко и искренне верить в существование высших сил, в кризисных ситуациях процесс адаптации проходят немного легче. Они не чувствуют, что остались один на один со своей бедой, их согревает и поддерживает вера. Несмотря на трудности жизни, женщина эта была крепкой, оптимистичной, обслуживала себя и ухаживала за домашними животными.

Она всю жизнь пила парное молоко, что помогало ей сохранить здоровье. О диете была наслышана мало. Я посоветовал бабушке Марии внести изменения в характер питания, побольше каши и творожка. На это она согласилась, не менее аккуратно принимала и гомеопатические средства, заваривала себе травяные чаи. PS. При повторном осмотре зуд нижних конечностей не отмечался, что уже свидетельствовал о налаживании работы желчного пузыря и поджелудочной железы. Здоровья вам, бабушка Мария!

28 июня 2003

года Сегодня смотрел уже седьмого ребенка из группы детей, которые переживали стихию в отрыве от родителей – укрывались от наводнения на втором этаже детского сада. Дети и воспитатели были отрезаны от источников воды и пищи, те запасы, которые захватили с собой, быстро закончились. Стресс наиболее пагубно отражается на детях, если их к этому не подготовить или не оказать грамотную психологическую помощь в момент потрясения. Они еще не изучили мир, который может им угрожать, многое они воспринимают как игру.

На мой взгляд, воспитатели очень мужественно повели себя в этой ситуации. Они объяснили детям, что это временное явление, что мамы и папы скоро за ними придут, что утром они будут кататься на лодке или на катере, который за ними приедет. Дети поверили, ожидали новое развлечение без волнения и страха. Но из-за того, что был нарушен режим питания, у некоторых появилось расстройство в пищеварении и кожные проявления. Кроме того, наиболее чувствительные дети ощущают вибрации волнения и тревоги родителей, взрослых. Если родители еще не вышли из состояния стресса, то и дети будут ощущать его негативные последствия.

Прошел год, но некоторые были немного заторможены, у них отмечались более выраженные поражения желудочно-кишечного тракта. Одновременно с детьми пришлось работать с их мамами и папами. Семье выдавались успокоительные фитосборы. Для достижения полного эффекта родители должны пролечиться вместе с детьми. Сегодняшний пациент – мальчик, 2 года 8 месяцев, отмечались обширные высыпания на коже туловища и конечностей. Ребенок многократно лечился от чесотки и от аллергического дерматита. Состояние улучшалось, но рецидив не заставлял себя ждать. Мать ребенка находилась в состоянии затяжного стресса и пыталась снять его последствия с помощью алкоголя. Надо ли говорить, что эта терапия не только не помогала, а усугубляла ситуацию. Алкоголь снижает гормональную функцию и не дает организму возможности восстановиться, прийти в норму. Такое поведение матери к тому же не позволило ей заняться здоровьем и гигиеной ребенка.

В итоге у мальчика развился дерматит после недолеченной чесотки. Некипяченое белье (свое и ребенка) явилось причиной повторного заражения. Мальчику было назначено лечение и сделан фитосбор. С мамой была проведена беседа, но достигла ли она цели? Алкоголь – не помощник в трудных ситуациях, он великий обманщик – сначала человек пьет вино, потом – вино пьет вино, а затем вино «пьет» человека, разрушая организм и психику. Иногда при сильных охлаждениях здоровый человек может выпить рюмку водки, но когда уже имеется высокая температура, или начинает развиваться пневмония – алкоголь не помощник, а враг, который только ухудшит состояние человека и затруднит его излечение. Вначале алкоголь расширяет сосуды, вызывает приток крови, но в дальнейшем он тормозит развитие адаптации и является помехой в перенесении стресса.

30 июня 2003 года

Семья учителя Б, находилась на втором этаже кирпичного дома, который они построили сами и на совесть. Дом выстоял, он не был разрушен стихией. Во время наводнения им удалось захватить с собой немного еды и воду, но запасы быстро закончились. Утром следующего дня папа спустился на первый этаж и пришел в ужас – кроме воды на полу и мебели лежал слой глины до 40 см, все продукты, кроме консервов, были непригодны для пищи. С его слов, он длительное время до наводнения страдал гастритом и хроническим колитом. После наводнения картина заболевания ухудшилась, появились сильные боли. Он лечился сам, к врачу не обращался, итог – к имеющимся болезням присоединился панкреатит. В момент осмотра станичник жаловался на периодические боли поперек живота, усиливающиеся по ночам.

Это явные симптомы холицисто-панкреатита. Работа сельского учителя не позволяла ему нормально обедать, что усугубляло заболевание пищеварительного тракта. Пациенту был назначен фитосбор и рекомендовано носить с собой на работу суп в термосе, который можно было бы употреблять без подогревания. Этот человек объяснил, что наводнение перенес безболезненно, раньше он занимался спортом, у него легко возникала адаптация к стрессовым ситуациям. Но потеря имущества, трудности в получении компенсации, отсутствие достаточного внимания власти усугубило развитие желудочно-кишечного заболевания. Психологическая беседа, возможно, несколько улучшила состояние этого человека, но всем надо учиться противостоять равнодушию, которое само по себе может стать сильнейшим стрессовым фактором.

1 июля 2003 года

Осматривал тяжело больную на дому. Пациентка П.Р., 65 лет, страдает долгие годы тяжелым диабетом, получает инсулин, находится под наблюдением врачей Барсуковской поликлиники. Жалобы на сильный зуд, который больная связывает с переживаниями во время наводнения. Когда начала прибывать вода, дети подняли ее на чердак собственного дома, а сами они были на крыше, прихватив с собой двух собак и кошку. Животные вели себя спокойно и не проявляли агрессии друг и другу, опровергая пословицу – живут как кот с собакой.

Казалось, что они понимают серьезность ситуации. Надо отметить, что животные легче переносят стресс, чем люди, так как у них механизмы адаптации лучше развиты. В чем-то люди и животные искали защиту друг в друге, поддерживали друг друга. А вот моя больная в период чердачной отсидки испытывала страх, что ее не накормят вовремя, она не получит своевременно дозу инсулина, в целом – это был страх одиночества, она не ощущала ничьей поддержки и не знала, что ее ждет. При диабете возникает не только поражение поджелудочной железы, но нарушается деятельность и других желез, вырабатывающих гормоны.

Дополнительный стресс усугубил ее болезненное состояние – спустя год после наводнения она не может забыть пережитое, нарушился сон, появились симптомы ипохондрии. Пациентке была предложена помощь психолога и квалифицированного эндокринолога, также был назначен фитосбор из 22 трав, в том числе цветков липы, кукурузных рылец, корня аира. Люди, имеющие заболевания, любой стресс переносят хуже, адаптационные механизмы у них запускаются слабо. Фитосбор, возможно, улучшит выработку гормонов, необходимых для преодоления стресса.

КОЛОСОВСКИЙ Э.Д.,
к.м.н., фитотерапевт
Фото https://pixnio.com

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ