Именно Петра I и Павла I можно с уверенностью назвать самыми известными приведениями Санкт-Петербурга.
Беспокойный Петр
Впервые Петр явился своему потомку Павлу в 1770 году. Это произошло тогда, когда Павел гулял в компании своего друга князя Курлыкина. Павел рассказывал, что внезапно почувствовал могильный холод и обратил внимание, на то, что рядом с ним шел высокий человек. Когда, на Сенатской площади незнакомец показал царю свое лицо, он лицезрел основателя города. Тот, сказал своему потомку, что его век недолог, и он не должен сильно привязываться к этому миру. Во время этого явления Петр предрек появление памятника себе на Сенатской площади. Князь Курлыкин говорил, что ничего не видел и не слышал. Однако Павлу стало дурно и его под руки пришлось вести во дворец.
Позже, во время Отечественной войны 1812 года Александр I даже принял решение перевезти Медного Всадника подальше от театра военных действий, в Вологду. После того, когда на перемещение памятника выделили средства Александру, доложили, что его хочет видеть майор Батурин. После долгих просьб настойчивый майор сумел передать императору о том, что ему долгое время сниться сон, когда памятник основателю города оживает, и предупреждает о том, что пока он стоит на своем месте городу ничего не угрожает.
В итоге никакого перемещения памятника делать не стали. Медного всадника не стал эвакуировать и в Великую Отечественную войну, скульптуру укрыли досками и мешками с песком.
Есть рассказы о том, что как то раз призрак императора Петра Первого явился в здании университета Культуры.
Вечный Павел
Призрак Павла I можно считать настоящим долгожителем из мира духов. Так, похоже, он не желает оставлять столь любимый и при жизни Михайловский замок. Еще в 1819 году маленького человечка в треуголке заметили строители, которые занимались переустройством замка, который долгое время пустовал.
А дальше произошла своеобразная дуэль между властями и призраком. Власти упорно боролись со слухами, но призрак появлялся вновь и вновь. Он, то бродил по коридорам замка, то играл на флажолете.
Призрак Павла Первого видели и в веке девятнадцатом, и двадцатом, и двадцать первом. Сейчас, когда Инженерный замок стал частью Русского музея многие музейные работники, опасаются проводить вечернее время в залах замка, также достаточно неохотно совершают ночные обходы охранники музея.