Возможно ли обучить животное человеческому языку? Наиболее близки человеку приматы используют для общения звуки, очень похожие на человеческие. Однако полного совпадения быть не может. Проблема заключается вовсе не в обезьяньем интеллекте, просто у приматов совершенно иной голосов аппарат, не приспособленный для произношения слов в нашем понимании. Но язык жестов человекообразные обезьяны освоить вполне способны. Об этом говорят эксперименты с шимпанзе по имени Уошо. Она прожила 42 года и за это время освоила 3 сотни слов-знаков. Уошо научилась строить и «произносить» длинные фразы, например «открытый холодный ящик — есть — пить», когда ей хотелось полакомиться чем-нибудь. Жестами шимпанзе просила пощекотать ее, или почесать. Любимым жестом Уошо было «еще» - «еще пощекочи меня» или «еще почеши».
«Говорящая» шимпанзе Уошо самостоятельно составляла новые определения из уже знакомых ей слов. Когда обезьянке показали плавающую в пруду утку, которую она никогда прежде не видела, Уошо назвала ее «птица-вода».
Уошо даже научилась ругаться. Она назвала одного из служителей зоопарка «грязным Джеком» за то, что он не дал ей вовремя воды. Возможность использовать абстрактные понятия до этого эксперимента считалось исключительной чертой человека. Шимпанзе была способна также использовать будущее и прошлое время в своих монологах. Загадка заключалась в том, что интеллект приматов не выходил дальше уровня развития трехлетнего ребенка. Даже будучи взрослыми, они продолжали вести себя как дети: играть в куклы, шутить друг над другом.
В 1930-х гг. супруги-психологи Кэллог провели первый эксперимент по «очеловечиванию» обезьяны. Подопытное животное звали Гуа. Детеныш шимпанзе рос вместе с сыном психологов, Дональдом. Предполагалось, что «дети» будут расти вместе, и родители не будут делать различия между ними. Эксперимент принес неожиданный результат; сын четы ученых стал подражать шимпанзе, он парадировал звуки и поведение обезъяны. Гуа даже научил Дональда обгрызать кору с деревьев. Видимо обезьяной быть проще чем человеком.