Найти тему
Evening Atmosphere

Аниме — всё о японской культуре и её пользе для общества

Оглавление

Ни для кого не секрет, что Япония — это удивительная страна. Она славится своими густонаселенными городами, императорскими дворцами, национальными парками и множеством достопримечательностей. А кого в ней только не встретишь: от простых работяг, трудящихся в офисе с самого утра до косплееров персонажей аниме и японских комиксов. Однако давайте разберём всё по порядку.

Что такое аниме?

Если не углубляться в излишнюю терминологию, то аниме — это мультипликационная японская анимация. Существуют такие жанры аниме культуры, как киберпанк, научная фантастика, романтика, драма, боевик и множество других. Одним из самых первых аниме считается продемонстрированный в 1917 году двухминутный комедийный фильм «Namakura-gatana», в котором самурай собирается испытать свой новый меч, но терпит поражение от горожанина.

Отрывок из аниме «Namakura-gatana», автор — Jun'ichi Kōuchi
Отрывок из аниме «Namakura-gatana», автор — Jun'ichi Kōuchi

Позднее распространилась техника аппликационной анимации и уже к 1940 году начали образовываться организации мультипликаторов и художников, такие как Shin Mangaha Shudan и Shin Nippon Mangaka. В 1970 году популярность аниме возросла в связи с ростом популярности манги (манга — японские комиксы).

Гравюры Хокусая (широко известный японский художник, иллюстратор, гравёр периода Эдо, считается одним из предков зарождения манги как искусства)
Гравюры Хокусая (широко известный японский художник, иллюстратор, гравёр периода Эдо, считается одним из предков зарождения манги как искусства)

Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию — юношей и девушек старше четырнадцати лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая сформировалась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии. Однако, это не помешало данным видам искусства выйти за пределы родной среды обитания: настоящих фанатов аниме из других стран называют "отаку", что в переводе означает "ваш дом".

Аниме-сериал "Покемон" (1998 - наст.время), создатель — Сатоси Тадзири.
Аниме-сериал "Покемон" (1998 - наст.время), создатель — Сатоси Тадзири.

Качество аниме прогрессировало, и уже в 2000-ых годах оно вышло на совершенно иной уровень. При создании полнометражной анимации был установлен более серьёзный контроль качества, а сроки на производство при этом стали свободней.

Аниме и комиксы в современной Японии

На данный момент аниме и манга являются реальными способами заработка для талантливых и профессиональных иллюстраторов, режиссёров и аниматоров: к примеру, печать манги составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции, а количество студий по созданию аниме — более 430-ти. Зрительской аудиторией выступает большинство населения Японии независимо от пола, возраста, образования и социального класса, в связи с чем можно сделать вывод, что это одна из важнейших составляющих культуры Японии, часть её личного бренда.

Стенды с японскими комиксами на немецком аниме-фестивале DoKomi, 2017.
Стенды с японскими комиксами на немецком аниме-фестивале DoKomi, 2017.

Существует множество аниме фестивалей, на которых собираются фанаты данного творчества со всех уголков страны (и даже прочих материков земного шара). В этом им помогают такие фестивали, как RusAnimeFest, Winter Fest, ТерриКОН и множество иных. Данные мероприятия позволяют настоящим почитателям аниме, сериалов и даже игр собраться воедино и посоревноваться за лучший косплей (от англ. costume play — «костюмированная игра»)

Фестиваль «ТерриКОН-2018»,  Донецкая область, Донецк.
Фестиваль «ТерриКОН-2018», Донецкая область, Донецк.

Полезность аниме для современного общества

Несмотря на жанровое разнообразие аниме, каждый человек для себя может найти как удачные, так и не очень примеры его создания. Однако существует действительно большое количество аниме, которые несут в себе глубокий смысл, оставляя приятное послевкусие в виде серьезных загадок и различных вопросов.

Для примера, аниме затрагивают множество любовных, личных и даже политических тем (в особенности, в таких жанрах, как киберпанк), в связи с чем зритель может задаться вопросом: кто мы такие? Хочет ли кто контролировать нас? Существуют ли борцы за свободу? Не одинок ли человек в узах своих страданий?

Аниме-сериал "Призрак в доспехах", режиссер — Мамору Осии.
Аниме-сериал "Призрак в доспехах", режиссер — Мамору Осии.

Выводы

Бесполезно отрицать важность аниме для культуры Японии и её почитателей — аниме заполнило сердца многих людей и объединило её фанатов. Каждый год огромное количество поклонников аниме приезжает в Японию, чтобы побывать на аниме-фестивалях и понаблюдать за удивительной культурой страны. Это показывает, что аниме и манга составляют действительно большую часть в так называемом "брендинге" государства.

Как и любой вид искусства, аниме может быть как качественным контентом, который содержит в себе великий смысл, идею, которая укроется в сердцах миллионов, так и совершенно неудачным примером кропотливой работы и труда множества аниматоров и художников.

Вообще, главное — это не техника анимации, а воздействие, которое она оказывает. Если вам не нравится фильм — вам все равно, сколько денег на него выбросили, лучше от этого он для вас не станет. И наоборот, если фильм вам нравится, то вы его не разлюбите, если узнаете, что он снят за копейки. ("Аниме и манга в России")

Нужно ли смотреть аниме? Решать только Вам.