Найти тему

Чума - это тоже жизнь

Четыре года назад читала книгу Альберта Камю «Чума».  Прочла быстро и с интересом. Произвела впечатление. Глубоко. Повествовательно. Без пафоса. Но проникновенно.

  Чума Камю - это литературный образ Гитлеровской Германии, распространение фашизма. В романе показано, как обрушившееся несчастье влияет на людей, как они меняются под несокрушимым горем (кто-то в лучшую, кто-то в худшую сторону).

Повествование идет от главного героя романа – доктора Риэ. Отважный, смелый, честный. Без рекламы и громких слов делает свою работу и  он неравнодушен к горю людей. Но мне при всем уважении к этому герою не хватило теплоты, красок в его личности.  Он какой-то ровный для всех. Я не заметила его особой нежности к жене (как-то он так мимоходом подумал, что надо было с женой больше нежным, заботливым, расставаясь с ней, как потом выяснилось навсегда), у него вроде бы и теплые, но одновременно холодно-спокойные отношения с матерью.

(«Любовь никогда не бывает настолько сильной, чтобы найти себе выражение»).

Конечно, в конце повествования доктор Риэ пишет, что выбрал себе специально тон объективного наблюдателя, проявляя сдержанность. Вполне возможно, поэтому он выглядит таким отстраненным.Ставший другом Риэ  Тарру – другой. Он чувствует себя глубоко одиноким, ненужным и ищет  дело, в котором мог бы проявить себя, общую идею. И находит в служении людям во время чумы. Тарру – одинок, его доброе самоотверженное сердце пригодилось во время эпидемии, но кому оно нужно дальше? Тот же Риэ, который стал его другом в человеческом горе, что было в какой-то степени, вынужденной ситуацией, мог отдалиться от Тарру после эпидемии.  Поэтому, на мой взгляд, Камю не оставляет Тарру в живых, тот умирает уже в конце схватки с чумой, в преддверии победы  над коварной эпидемии, потому что в своей жизни этот герой не видит больше смысла . В   романе четко показано, что шансов  выжить больше у того, у кого есть, ради чего жить. Тот же журналист Рамбер, который мечтал вернуться к жене, или же смешной, но трогательный и честный Гран, который все время исправляет одно предложение, но мечтает написать книгу. А ещё его мечта: отправить письмо своей бывшей девушке Жанне. Также выживают люди, для которых чума – это тоже одна из форм жизни. Они продолжают делать то, что и раньше делали или не делают ничего, но не сидят,  не ждут, когда это всё закончится, они живут в том, что есть. Это образы доктора Риэ и старика – астматика. Астматик, в один из приходов доктора Риэ, говорит:

« А что такое в сущности, чума? Тоже жизнь, и всё тут».

 Образ отца Панлю вызвал противоречивые чувства. Вместо человеческого сочувствия он выбрал роль пророка, коим на самом деле не являлся. Вместо того, что поддержать горожан  в беде, он стал упрекать всех в случившемся:  « Вы во всем этом виноваты, пришла  кара небесная».

Как будто Господь явился к нему и шепнул на ушко, почему он на город наслал чуму. И еще вопрос: Господь ли наслал? Или попустил?    Это примерно тоже, что человеку в депрессии говорить, что жизнь прекрасна или пытаться его наказать, осудить, поучить жить.

-2

Далее он видит, как умирает в мучениях ни в чем не повинный ребенок, и его вера поколеблена (так как  вера  его не от сердца, а от ума). И вот перед отцом Панлю выбор: потерять веру или согласиться тоже остаться без глаза. На мой взгляд, несмотря на то, что отец Панлю   умер, это не было согласием остаться без глаза. Это было бегством, чтобы окончательно не потерять веру в Господа. Умер в гордыне, не приняв помощи старушки, заявив ей, что у священников  не бывает друзей. Непонятно, почему же не бывает?

На мой взгляд,  нам, верующим,  не нужно искать оправдания для Бога. Мы не знаем, для чего всё нужно, просто оно есть в этом мире, и всё тут. И брать на себя роль пророка и провидца  ни к чему, нужно просто  помогать человеку в беде.    

    В романе «Чума» также показан  сорт людей, которые на беде других наживаются. Для кого беда, а для него – мама родна. Это мародеры, мошенники. В данном романе - образ Коттара. Чума «спасла» его от тюрьмы и «дала возможность» обогатиться на чужом горе. Но вот эпидемии чумы больше нет,  и для Коттара  закончилась вольготная жизнь. Закончился весь извращенный смысл его жизни. По мысли Риэ, одиночество сделало сердце Коттара слепым, конечно, такая опасность есть у всех, кто живет с чувством одиночества, так как одиночество зацикливает человека на себе. Но одобрить в своем сердце то, что ты убиваешь детей  и взрослых – это страшный, ничем неоправданный выбор. Тарру же выбрал другой путь, отличный от Коттара. Он пошел помогать людям, спасать их, а не убивать и грабить. А Коттар жил по принципу: мне было плохо, пусть теперь всем вам будет плохо.На примере образа журналиста Рамбера показано, как трудно дается принятие решения, особенно, если там, на той стороне – счастье, а здесь – спасение людей, но ты не знаешь, будешь ли ты дальше жить.  И всё-таки человек способен выбрать не удовольствие, не комфорт, а самоотверженное служение, если его  совесть не смогла уснуть, а достучалась до его сердца.

"Стыдно быть счастливым одному"

       Беды могут помочь человеку многое осознать, а могут и окончательно озлобить. Для мсье Отона, смерть сына стала осознанием искусственности своей прошлой жизни,  она смыла с него все напускное, лишнее. Маска упала. И появился Человек.

В этом городе чума закончилась, но есть вероятность, что она в любой момент вернется. И как мы ее встретим? Будем ли готовы?

Оксана Танкова, практический психолог