Найти в Дзене

Гибель линкора "Новороссийск".

29 октября 1955 года на севастопольском рейде взорвался и затонул один из крупнейших кораблей Черноморского флота СССР линкор "Новороссийск". Катастрофа унесла жизни нескольких сотен советских моряков. О причинах взрыва до сих пор спорят военные историки. Одной из версий называют диверсию итальянских боевых пловцов из команды князя Боргезе.

А история такова.

Линкор "Новороссийск" был передан Советскому Союзу в 1948 году в качестве репараций после раздела Военно морских сил Италии между странами-победительницами. В итальянском флоте этот, с виду мощный корабль спущенный на воду в 1911 году, ничем себя не проявил, несмотря на громкое имя "Джулио Чезаре", в переводе - "Юлий Цезарь", и довольно внушительное вооружение.

Находясь в составе Черноморского флота корабль постоянно модернизировался или ремонтировался и поэтому большую часть времени с 1950 по 1955 годы простаивал у ремонтных причалов.

28 октября 1955 года линкор вернулся в Севастополь после похода и встал в бухте. 29 октября под корпусом корабля произошел взрыв и корабль спустя несколько часов перевернулся и затонул. В каютах погибли сотни советских моряков, которые так не получили приказа об эвакуации.

Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия, которая пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной взрыва была немецкая глубинная мина, поставленная во время Великой Отечественной войны.

Тем не менее, существует еще несколько версий причин гибели линкора.

Одной из наиболее правдоподобных, является версия о том, что линкор был потоплен группой бывших подводных диверсантов из 10-й флотилии MAS (Mezzi d'Assalto) итальянских королевских морских сил.

10-я флотилии MAS - специальное подразделение, специализировавшаяся на диверсиях на морских коммуникациях и в портах противника. В ходе Второй мировой войны итальянцам удалось провести ряд успешных морских диверсий на Средиземном и Черных морях, используя специальную технику: катера, торпеды и подводное оборудование.

В фашистской Италии существовал очень жесткий отбор в это элитное подразделение. Помимо отличного здоровья, кандидат должен был быть абсолютно убежденным сторонником фашистской идеологии.

После гибели основателя 10-й флотилии Т.Тезеи, к руководству этой командой в 1943 году пришел полковник В. Боргезе. И именно с этим человеком и связывают возможную диверсию по уничтожению линкора "Новороссийск".

После краха фашистской Италии В.Боргезе отсидел в тюрьме и вышел на свободу в 1949 году не без помощи ЦРУ, которая собирала проверенные антикоммунистические военные кадры среди бывших противников и готовила их к новому противостоянию уже с Советским Союзом.

В.Боргезе быстро сформировал группу из своих подчиненных и приступил к конкретной деятельности. Они занимались подготовкой боевых пловцов в ряде стран Латинской Америки и, по некоторым данным, помогали в создании подобного подразделения и в только что образовавшемся государстве Израиль.

Могли ли ветераны 10-й флотилии потопить линкор "Новороссийск"? В принципе, могли. Итальянцы хорошо знали эти места в Крыму, так как у них там были базы во время войны и они уже топили советские корабли на рейде Севастополя. А при технической и логистической поддержке американцев или англичан они могли осуществить эту операцию практически в любой части мира.

Есть информация, что когда стало известно о передаче линкора "Джулио Чезаре" Советскому Союзу, ветераны 10-й флотилии якобы поклялись сделать все возможное, чтобы гордость итальянского флота не досталась русским. Устраивались массовые демонстрации протеста в Риме и в порту Таранто, где стоял линкор. Арестовали даже диверсионную группу, которая должна была взорвать корабль в итальянском порту.

Тем не менее, линкор вошел в состав Черноморского флота под именем "Новороссийск" и вскоре трагично закончил свое существование.

Конечно, версия с итальянскими боевыми пловцами остается всего лишь версией, однако версией вполне логичной. Осталось только дождаться, когда с этого дела снимут гриф "совершенно секретно".