Компания Irdeto, которой ныне принадлежит разработчик средств защиты цифрового контента (DRM — digital rights management) Denuvo, в свете недавних событий на хакерской релиз-сцене, вероятно, почувствовав неприятный порыв ветра перемен, решила выступить с очередным внушающим ужас и трепет заявлением. Ну, вернее, называется это более громко - "исследование", но на кого рассчитаны приведённые "данные" догадаться труда не составляет.
Так, "по данным" Irdeto, от каждого релиза ААА-тайтла игровой издатель терпит убытки в размере примерно 21 миллиона долларов, а большая часть потерь приходится, по словам представителей компании, на первые две недели продаж. Что забавно - раньше, если я не ошибаюсь, планка составляла месяц, но, видимо, решили перестраховаться и подстелить себе соломки. Причём, представитель Irdeto заявил, что до половины продаж могут прийтись на первые 4 дня, а значение имеет вообще лишь первый день релиза - мол, 12% скачиваний приходятся на этот день.
В качестве "железного аргумента" Рейнхард Блаукович (директор Denuvo, если что) приводит в пример неназванную крупную видеоигру спортивного жанра, которую, по данным DRM-производителя незаконно скачали свыше 350 тысяч раз.
Я мог бы посмаковать тут грозную тираду г-на Блауковича о вреде пиратства и жизненной необходимости для издателей внедрять продукт разработки австрийской компании, но делать этого не буду. Вместо этого, мне видится гораздо более занимательным разобрать, откуда взялись цифры, нарисованные упомянутым господином. А взялись они отнюдь не с потолка!
Но для начала давайте ка освежим память и припомним, что там с этой горемычной защитой вообще происходило последнее время. В июле этого года Denuvo выиграла серьёзный бой с флибустьерами цифровых морей и океанов и тем самым обеспечила себе передышку в несколько месяцев, когда по наводке Irdeto болгарская полиция... ох, простите, КИБЕРполиция конечно же... браво ввалилась в один из домов Димитровграда, чтобы задержать 21-летнего паренька, миру известного под ником Voksi.
Voksi со своей группой REVOLT, активно занимался взломом защиты Denuvo, часто и много критиковал её за негативное влияние на производительность и сокращение сроков жизни пользовательского железа. И всё это достаточно открыто и нагло, если брать от среднего показателя по релиз-сцене - хакер не сильно шифровался, судя по новостям, он держал сервер дома, принимал "пожертвования" на электронные кошельки и в целом оставлял предостаточно следов. Скорее уж стоит удивляться, как это его не вычислили раньше. Возможно тому виной природная лень сотрудников компании Denuvo - пока их владельцы из Irdeto не подключились к делу, когда запахло "жаренным", те и не напрягались особо. А жаренным запахло незадолго до того самого задержания в июле, когда группа Voksi объявила, что они якобы нашли способ взламывать защиту новых игр в день релиза и уже скоро, прям вот-вот, они поставят на колени мерзкую Denuvo и освободят мир от нависшей угрозы. =) Узнать, бравада это, или впечатляющий результат кропотливой работы болгарского гения нам тогда так и не довелось.
С тех пор DRM-производителю жилось вполне вольготно на белом свете. По сути после ареста Voksi, почти все группы хакеров, занимавшихся взломами защиты ушли со сцены и только гуппа CODEX время от времени взламывала защиту австрийцев, причём по большей части Denuvo отрабатывала установленные для себя самой рамки. Кажется, лишь Dragon Quest XI и Soul Calibur VI были взломанны быстрее упомянутых выше двух недель с релиза. Список же НЕвзломанных игр растёт и по сей день. Так что у боссов Irdeto и лично у г-на Блауковича не было поводов для грусти... до недавнего времени.
И вот тут я хочу вернуться к началу статьи и цифрам, которые приводились в "данных" от Irdeto. Прежде всего: неназванной спортивной игрой скорее всего является Football Manager 2019. Его недавно взломал новый игрок на релиз-сцене, некто (или некие, если это группа), скрывающийся под ником FCKDRM - я уделю ему пару строк ниже. Пока что я заострю внимание на сроках: злом произошёл на 4 день после релиза. Ничего не напоминает? Ну конечно, как раз как и говорил товарищ Р. Блаукович, "до половины продаж могут прийтись на первые 4 дня" - теперь мы знаем, откуда они взялись. 350 000 скачиваний скорее всего были банально подсмотрены на Пиратской Бухте, плюс возможно ещё несколько популярных торрент-трекеров. Далее эти 350 000 умножаются на 60 долларов (это нормальная расценка на ААА-тайтл в США и ЕС) и получаем заветные 21 млн. долларов. Как всё просто получается, да? Вот так легко и непринуждённо из воздуха достать 21 лям, не моргнув и глазом.
Сколько из этих 350 тысяч были школьниками, "гамающими" за "батькиными компами" в странах СНГ, не имеющими возможности купить игру в силу возраста и финансового положения? В данных Irdeto об этом никакой информации нет.
Новый хакер FCKDRM, помимо вообще своего появления, интересен своим ником и аватаркой, нагло копирующей логотип сайта FCKDRM - инициативы владельцев сервиса распространения цифрового контента GOG, который как раз всячески критикует DRM в любом виде и выступает за полный отказ от каких бы то ни было технических средств защиты в цифровых продуктах. Почитать и узнать больше об их инициативе можно на их сайте, найти который вам не составит труда. От себя хочу заметить, что CD Project RED - фактические владельцы сервиса GOG - слов на ветер не бросают. Их последняя крупная игра по праву считающаяся одной из лучших и собравшая множество наград GOTY "The Witcher 3: Wild Hunt" вышла без какой-либо защиты и в день выхода разлетелась по всем торрент-трекерам мира, но каким-то чудесным образом CDPR не обанкротились - хотя рисковали они куда сильнее крупных издательств, и в свою следующую крупную и всеми ожидаемую игру Cyberpunk 2077 они так же не планируют внедрять защиту. Это как минимум повод для размышлений всем скептикам. Ещё одна интересная чисто на мой взгляд деталь, касательно этого новоиспечённого участника хакерской релиз-сцены под звучным ником FCKDRM - это то, что он открыто пишет версии взломанных им защит Denuvo. Я не великий специалист по их хакерской кухне, но насколько я слышал ранее, обычно так не поступают. Хотя с цем связано это своеобразное "табу" мне не ясно. Но это - пища к размышлению тем фантастам, что воображают, будто это Voksi вернулся под другим псевдонимом. На мой взгляд (опять таки) это из разряда сказок и небылиц. Вокси сейчас хорошо если жив и относительно здоров, ибо дело это серьёзное и завязано на большие бабки, а значит на интересы влиятельных людей.
Задумайтесь вот о чём: г-н Блаукович привёл множество занимательных циферок сегодня, но об одной он умолчал, а именно: во сколько издателям обходится "защита" Denuvo. Ясно же, как день, что раз её пихают далеко не в каждую выходящую игру (даже ААА-класса), а реальных конкурентов у неё почитай и не осталось, то либо это технически затруднительно (во что мне не верится), либо это очень не дёшево, и многие издатели, прикинув так и эдак, предпочитают гипотетические убытки от цифровых корсаров реальной статье расхода от оплаты "защиты" для первых 4 дней или двух недель, или сколько там продержится очередная версия Denuvo, пока не появится очередной грамотный паренёк в какой-нибудь Болгарии?