Найти тему
Филателия.Ру

Удивительные приключения цеппелина в России

Об истинной цели визита «Графа Цеппелина» в Москву, до сих пор мало что известно. То ли это был «визит вежливости», то ли рекламная акция, то ли обычный перевоз почты, совмещенный с коммерческими планами командира корабля Хуго Эккенера.

Он был успешным бизнесменом и главой фирмы LuftschiffbauZeppelin, которая планировала подписать с СССР контракт в плане дирижаблестроения. На борту «Граф Цеппелин», кроме команды, были воздушные туристы. Помимо этого дирижабль привез в Москву письма, открытки – всего около полутонный разной корреспонденции. В то время и дирижабли, и отправка почты на нем были в такую диковинку, что люди были готовы платить за это большие деньги. И дела Хуго Эккенера уверенно шли в гору.

-2

Командир корабля Хуго Еккенер. Первый немец, пролетевший над  Красной Площадью. 

Первый раз дирижабль, совершая кругосветный полет, был в районе СССР в 1929 году. Его ждали. К его прилету тщательно готовились. Но, из-за погодных условий, дирижабль пролетел севернее Москвы. В тот раз на его борту находились журналисты, военные, американский миллионер Билл Лидс, японцы и представители СССР. Но больший интерес у общественности вызывало присутствие там единственной дамы - леди Грейс, которая дала понять, что женщина на корабле – это к успеху.

-3

Цеппелин прилетал в СССР дважды - осенью 1930 и летом 1931 года. И оба раза советские люди встречали дирижабль очень радушно.

Это был поистине самым важным и запоминающимся событием, сродни фантастики. Фото и кинооператоры ловили каждый момент полета. Сегодня все эти уникальные документы хранятся в Красногорске, в Российском Государственном архиве кино-фото документов.

9 сентября 1930 года, с крейсерской скоростью 115 км. в час, дирижабль вылетел по направлению к Советскому Союзу. Он проделал сложный путь – Нюрберг, Кениксберг, Литва, Латвия. Кстати, на российско-латвийской границе корабль был обстрелян. Ни латвийские, ни совесткие власти так и не признались, чьих рук это было дело. Каждый винил в инценденте другую сторону. Хуго Эккенер никому официальных претензий предъявлять не стал.

-4

Спустя 26 часов, 10 сентября, в 10-00 по московскому времени «Граф Цеппелин» не совершив ни одной посадки, уже пролетал над Москвой. Сказать, что его появление в небе советской столицы произвело фурор, значит, ничего не сказать. Махина 236 метров в длину делала над Москвой круг за кругом. Дирижабль специально опустился ниже, чтобы показать себя во всей своей красе, и чтобы его могли рассмотреть все. Весь город, бросив свои дела, высыпал на улицу. Когда еще можно будет увидеть подобное чудо! «Графа» было видно издалека. Но, снисходительно улыбаться не стоит. Согласитесь, пролети подобный воздушный корабль над Москвой сейчас, эффект от его появления был бы таким же.

В этот день Сталина в столице не было, он находился на отдыхе и его жена, Надежда Аллилуева, писала ему: «Всех нас в Москве развлек прилет цеппелина, зрелище было, действительно, достойное внимания. Глядела вся Москва на эту замечательную машинку…»

-5

Дирижабль медленно облетал город, параллельно снимая его с высоты своего полета. Он пролетел над Брянским вокзалом (ныне Киевский), над Триумфальной аркой, которая в то время находилась на Тверской.

-6

Кремль

-7

Дома на Васильевском спуске

-8

Красная площадь

Приземлился он на Ходынском поле. В ту пору там был аэродром имени Фрунзе, который был открыт в 1910 году, и являлся первой советской воздушной гаванью. Располагался очень удобно, всего 6 километров от Кремля. По нынешним меркам – рукой подать.

Посадка «Графа Цеппелина» была не менее эффектной, чем его полет. Чтобы это посмотреть, люди съезжались отовсюду. На это, так сказать, зрелище, даже продавались билеты.

-9

Храм Христа Спасителя

В тот день был очень сильный ветер. Но такому гиганту он не помешал - мощные моторы и высокая скорость позволяли ему приземлиться без каких-либо эксцессов.

На всзлетном поле развернули специальные посадочные знаки. Дирижабль завис над землей и сбросил троссы. Их подхватила наземная команда, состоящая из 200 человек. Они работали так слаженно, как-будто «парковка» воздушных машин была их привычным делом. Немцы были в шоке. Потом командир корабля писал, что он был поражен тем, как дружно, не мешая друг другу работали члены наземной команды. А ведь цеппелин был первым дирижаблем в их жизни, который они увидели.

-10

Посадочные троссы. Наземная команда

«Графа Цеппелина» встречала команда пожарных. Так как незадолго до этого, под Нью-Йорком, по невыясненным причинам, сгорел самый крупный из дирижаблей - «Гиндербург».

-11

А на следующий год, держа курс в Арктику, дирижабль сделал промежуточную посадку в Ленинграде. Это была международная научная экспедиция. На корабле летели ученые из СССР, американцы, немцы, швед, швейцарец. В Ленинграде цеппелин простоял одну ночь. За это время были пополнены запасы еды, воды, водорода. 

Для удобства экипажа дирижабля в районе эллинга были организованы питательный пункт, почтово-телеграфная контора и отделение Госбанка, для обмена валюты на рубли. К прилету дирижабля в Ленинграде была построена причальная мачта и переносной водородный завод.

На место посадки приехал немецкий посол Герберт фон Дирксен и Президент Россйской Академии наук Карпинский. Это было событие международного уровня – научная экспедиция, в ходе которой было сделано множество научных и географических открытий, в том числе и новые земли.

-13

Все ждали цеппелина обратно. Но, командир корабля решил не садиться, а ограничиться благодарственным письмом. Это было сделано специально, чтобы не передавать советской стороне кино-и фото документы, отснятые во время экспедиции. Было сказано, что архив пришлют из Берлина. Но потом все пленки, удивительным образом вдруг оказались засвеченными. Немцы долго извинялись, винили в случившемся какого-то, вероятно, несуществующего, помощника-техника. Но, когда к власти пришел Гитлер, оказалось, что архив цел и невредим.

Впрочем, об этом мы расскажем в другой статье...

Фото из открытых источников

http://www.philately.ru/article/philately/43466/priklyuchenie-tseppelina-v-rossii/