Найти в Дзене
Кириллица

Когда на Руси отмечали Бабий день

Сегодня Женским днем в календаре стал 8 марта. Но на Руси был и свой женский праздник, называемый Бабий день. Другие его названия - Бабьи каши, Праздник Рода и др. Праздновался он зимой, у разных групп и этносов славян в разные дни. У предков современных россиян и белорусов - 26 и 27 декабря (8 и 9 января по григорианскому календарю, соответственно), у сербов -на день позже и пр. (Православный календарь).

Истоки празднования восходят к древнему славянскому культу Параскевы Пятницы, матери-богини. Более подробно об этом можно прочесть в этнографическом труде профессора МГУ, доктора исторических наук В. И. Чичерова "Зимний период русского народного земледельческого календаря". Изначально в этот день славили повивальных бабок и рожениц, приходя к ним в дом с подарками, пирогами.

Удивительно, но в последствии этот обычай был перенесен на прославление Богородицы. Переплетение язычества с православными, христианскими святынями порицалось церковью. Так, в 1590 году Митрополит Киевский Михаил осудил и запретил такой обычай, как несовместимый со светлым образом Пресвятой Девы. В Российском Этнографическом музее есть древние записи, в которых есть такие слова: "...теж пироги на завтрие рождества Христова, которые приносят до церквей, мняше в честь богородицы, ещё есть велико бесчестие и догмат безбожных еретик, делая бо богородица паче слова и разума нетленно роди..." То есть, сопоставление образа повивальной бабки и родильницы с непорочным образом Богоматери церковь считала недопустимым, оскорбительным, всеми силами искореняя язычество из церковных традиций. Однако не преуспела в этом, о чем свидетельствует появление иконы и молебна Богородице "Помощь в Родах", которая, по сути, повторила во многих подробностях древние изображения Параскевы у славян ("Русские: народная культура (история и современность)", И. В. Власов).

Иконы "Млекопитательница" и "Блаженное чрево" по своей композиции и изображениям также схожи с языческими изображениями на святынях древних славян. Примечательно, что день последней иконы празднуется как раз 26 декабря (портал "Слово", Васильева А. В. Иконы Божией Матери "Блаженное Чрево", "Помощница в родах" и "Слово плоть бысть").

Праздник, несмотря на все порицание церковью, имел широкий размах, иногда праздновался "до белого света" (Машкин А. С. "Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда", 1862 г.), с разговорами и шутками с эротическим подтекстом, что также отсылает его к языческим истокам. В этот же день стригли первые волосы детям, что тоже было торжественным и важным обрядом для здоровья и роста потомства. Аналогичные обычаи и поверья есть и у других славянских народов - болгар (Бабин день, 26-29 декабря), сербов и др. Здесь также поздравляли женщин, родивших в истекший год и повивальных бабок, которых помогли матерям родить детей.