Глаза в глаза с убийцами - такая уж работа...
Текст: Бравинова Наталья
У каждой женщины есть шкатулка (ящичек, сундук и т. п.), где хранится самое дорогое сердцу. Нетрудно, впрочем, представить что. Есть такое местечко и у мурманчанки Жанны Срубилиной. Но лежит там не то, что вы представили. А пистолет. Именной. Правда, травматический, но, как и положено, с выгравированной надписью - желанная для любого сотрудника МВД, редкая награда... Или вы думали, что талантливые опера-женщины водятся только на просторах киносериалов? Нет, не только.
Везет тем, кто везет
Убили известного в нашей области крупного предпринимателя, руководителя частного юридического бюро. Случилось это в ноябре 2006 года. Преступник действовал внаглую. Стрелял на улице Беринга около восьми вечера, когда вокруг еще полно народу. После нападения бросился бежать. Патрульно-постовая служба сработала оперативно, преступника начали преследовать. Но задержать не смогли. Он открыл пальбу по милиционерам, а вокруг находились люди, ребенок в том числе... Убийца вскочил в ожидавшую его машину и скрылся.
- Мы с коллегами первые сутки трудились очень напряженно, - рассказывает Жанна Валерьевна. - Выдвигалось множество версий, осталось пять основных, наиболее емких. Все касались конфликтов погибшего в бизнес-отношениях. На второй день обнаружили брошенной машину, на которой преступник удирал. По отпечаткам пальцев выяснили, что принадлежит она водителю члена криминальной группировки. Стали выходить на того, с кем он встречался в последнее время. Установили, что последним пользовался автомобилем ранее судимый за убийство житель Кандалакши.
Сложность представляло, таким образом, не раскрытие, оно произошло быстро. А вот чтобы найти преступника и собрать доказательную базу, следователям пришлось попотеть.
- Злоумышленник оказался очень умным человеком, имел огромное количество связей и денег, поскольку сам занимался бизнесом. Забегая вперед, скажу: действовал вовсе не по найму, у киллера был свой личный мотив. Обидели его в бизнес-отношениях, - делится подробностями собеседница. - Несколько месяцев он скрывался в Санкт-Петербурге и в Карелии. К розыску и задержанию привлекались сотрудники СОБР, наши оперативники выезжали в командировку. Подозреваемый, конечно, не собирался признаваться ни в чем. Помог случай. Сергей Анатольевич Сабатов - я его как коллегу просто обожаю! - нашел на газоне пистолет, из которого стреляли в бизнесмена. Повезло? Да, но не случайно. Настоящий фанат своей работы! Пошел с ребенком гулять куда? Именно в тот район, где произошло преступление. Везет тем, кто везет. В итоге убийца получил очень большой срок. А троих из тех, кто расследовал это дело, в том числе Сергея Сабатова и Сергея Веткина, наградили именным оружием.
Чем сложней, тем интересней
Когда в структуре управления уголовного розыска УВД Мурманской области появился отдел по раскрытию преступлений, совершенных по найму, так называемых заказных, подполковник Срубилина пришла туда в 2008-м замом, через год возглавила его. Отдел просуществовал около шести лет, но результаты его работы впечатляли.
Личная «слабость» этой невысокой и хрупкой женщины - запутаннейшие преступления, где невозможно применить четкий алгоритм и нужно включить творческое мышление. Пусть ими приходилось заниматься долго, нудно, не рассчитывая на быстрый результат.
Было у Жанны Срубилиной одно дело, раскрытие которого - ее особая гордость. И вот почему. Рассказывая о былых событиях, она то и дело отмечает, что работа, конечно, была коллективной. Но это расследование Срубилина фактически вела одна. Взяла его, так сказать, в нагрузку и тянула эту нагрузку параллельно с основной работой не один год. Сидела ночами над бумагами, бесконечно моталась в Питер. Руки порой опускались, но дело не бросила. А начиналось оно так...
- Апрель 2008 года. Утро, пью кофе и просматриваю документы, слушаю по телевизору новости, - вспоминает Жанна Валерьевна. - Вдруг ухо цепляет: «В Петербурге на улице Фурштадская убит известный владелец охранного бизнеса». Пока мотор прогревался, к его машине подошел мужчина, попросил закурить. Только окно джипа открылось, он начал стрелять. А после этого, как отметили очевидцы, спокойно ушел пешком. Это в центре Питера!
Казалось бы, что ее тогда так заинтересовало? К Мурманску - никакого отношения. Однако почему-то продолжала следить за развитием событий в далеком городе. А там киллера задержали, оказалось, он уже привлекался к ответственности за серию убийств, но был оправдан. Совершил еще два, долго находился в розыске.
- Тут в СМИ мелькает информация, что этот человек когда-то проживал в нашей области, в Кировске. И будто вспышка, какое-то интуитивное озарение - вспоминаю, что в 96-м там были убиты местный бандит и его личный водитель. Выстраивается уже параллель. А может быть?.. Взяла то старое дело в архиве следственного комитета. Читаю. Подозревалась «люберецкая» группировка, московские криминальные авторитеты. Все сходилось. С ними у погибших вышел конфликт в апатитском ресторане. Москвичи требовали возврата очень крупной суммы денег за партию продовольствия, поставленную ими в область. Ночью жертвы подъехали к дому, исполнитель подошел, расстрелял обоих и исчез. Эксперт определил, что стреляли из пистолета «Астра», очень редкого оружия. И как раз у одного из членов группировки изымали такой. Вроде прекрасно все расследовано, но до суда дело не дошло, так бывает...
Срубилина так и не может даже себе объяснить, отчего возникла и засела в голове мысль о том, что питерский преступник причастен к кировскому двойному убийству. Вот засела - и все! Она позвонила в следственный комитет, поделилась предположением. Там посмеялись, мол, оставьте фантазии. Руководитель криминальной милиции УВД Виктор Николаевич Пестерев тоже пошутил: «Наверно, тебе, Жанна, в Северную столицу съездить захотелось? Что ж, заслужила, езжай, познакомься с коллегами, отдохни...»
- И я съездила. Обозначила им ситуацию и, вернувшись домой, вновь стала наводить справки. Я буквально погрузилась в эпоху 90-х. Узнала вот что. В Апатитско-Кировском районе в те лихие годы ОПГ из молодых спортсменов, куда входил подозреваемый в расстреле на Фурштадской, боролась за власть с классическим блатняком. Изучив досконально обстоятельства и детали происшедшего, пришла к выводу, что он должен быть причастен к тому убийству 17-летней давности, догадалась, кто был заказчиком, четко поняла, кто выступал посредником - их было несколько. Но, увы, при этом никаких объективных данных у меня не было. Одни умозаключения.
Много раз Срубилина навещала питерского киллера в следственном изоляторе. Кстати, для установления контакта и с ним, и с другими матерыми преступниками никогда не начинала разговор напрямую о деле. Старалась «плясать от печки». Где родился, каким спортом занимался, есть ли дети? Всегда глаза в глаза, ни карандаша, ни диктофона. Только память. Никакой жести, прессинга... Не унижая себя как сотрудника милиции, она старалась относиться и к криминальным личностям с долей определенного уважения.
Александр был личностью неординарной. Мастер спорта по лыжам. Экзотическая внешность, волосы до пояса. И - полное поначалу отсутствие эмоций. Не желал разговаривать даже ради развлечения. Было примерно так: «Здравствуйте, я опять поговорить». - «Мне приятно, но не о чем». Потом, когда разговор стал завязываться, фигурант «удивлялся», слушая подробности версии Срубилиной, весело смеялся и убеждал ее писать детективы. Она уже готова была решить, что и впрямь ошиблась, но наступил момент, когда убийца сломался и заговорил.
И подтвердил все ее умозаключения. Рассказал, как приехал отдохнуть с приятелем из Питера в Кировск. Как местные друзья, считая его легендой криминального мира, попросили об одолжении. Заказ, мотивом которого стал дележ бизнеса, стоил 5 тысяч долларов. Вот только пистолет использовал другой - не «Астру», а не менее редкий ПСМ. Оба оружия похожи по характеристикам, поэтому и возникла путаница.
- Ничего не мешало ему дальше молчать, у меня не было объективных доказательств. Он заговорил, когда уже получил по решению суда 21 год лишения свободы за убийство на Фурштадской. В СИЗО Александра ждал еще один уголовный процесс по убийству. Ему грозило до 25 лет, а вместе с кировским делом - пожизненное. Но мало того, что он рассказал мне все, как было в Кировске, признался и в других преступлениях, а именно: в покушении на убийство в 1997 году (взорвана машина, но потерпевший, выброшенный взрывной волной, остался жив) и даже в невыявленном убийстве 1998 года.
Пока длилось расследование, в УПК внесли изменения, которые предусматривали смягчение приговора в случае добровольного и полного признания вины в совершенных преступлениях. В итоге Александра осудили на 25 лет. Но Срубилина узнала об этом позже, так как во время процесса в 2011 году находилась в командировке в Чечне - в составе подразделения по борьбе с бандитизмом.
- С одной стороны, те полгода стали настоящим испытанием, с другой - подарком судьбы, - вспоминает она об этой странице своей служебной биографии. - В большущем исключительно мужском коллективе очень сложно по-человечески. Но зато встретила там таких людей - настоящих боевых офицеров!
Маньяк и пачка чая
Все-таки интуиция часто помогала ей в работе. В том числе и вычислить ничем не выдававшего себя маньяка. За это Жанне Валерьевне присудили российскую общественную премию «Честь и доблесть».
В 2004-м в Апатитском районе произошла серия убийств. Несколько человек в собственных квартирах были зарублены топором - двумя ударами сзади по голове. Почерк... Все - одинокие алкоголики, у которых и взять-то нечего. Поползли самые невероятные слухи, страсти нагнетались. В помощь местной милиции направили группу сотрудников управления угрозыска.
- Зацепок нет. Стали отрабатывать последние контакты. Кто с кем пил, никто ничего не помнит. Проверяем ранее судимых, картотеки. Вдруг почему-то возникла мысль: надо бы воевавших в горячих точках посмотреть, - вспоминает Срубилина. - Из списка выбрала одного, по фамилии Крутенко. Не спрашивайте почему, сама не знаю. Пригласила в отдел. 30-летний парень, не пьет, не курит, великолепная речь, явно много читал. На все вопросы отвечает и даже не удивляется, что в милицию вызвали. В какой-то момент вдруг вижу - какой-то страшный блеск в глазах у него появился, звериный. Я не трус, точно, но в тот момент мурашки поползли. Сразу вспомнила, что находимся на третьем этаже Апатитского РОВД, дежурка далеко... Жутко обрадовалась, когда в кабинет зашли поздно вернувшиеся из командировки коллеги - документы в сейф положить.
Она решила еще раз провести поквартирный обход - уже шестой. Говорит, иные жильцы успели возненавидеть ее, отказывались общаться - так надоела расспросами. Но этот обход дал результат. Соседка Крутенко сообщила: «Хороший парень, даже мусор в отутюженных брюках выносит, вежливый такой. Но однажды удивил: сидел прямо на ступеньках. Посмотрел на меня, как зверь. Рядом пакет, помню, стоял, в нем топор, еще строительные инструменты какие-то...»
- Приглашаю парня снова. Прошу врача-психиатра за ним при этом скрытно понаблюдать: не настораживает ли что-нибудь? Доктор потом заверил: «Здоровее нас с вами». Но я чувствовала: здесь собака зарыта, здесь!.. Перед нашей с Крутенко последней встречей ребятам из отдела говорю: «Начну его дожимать, но вы следите за нами через видеокамеру, мало ли что». Установили контроль в целях моей безопасности. Беседуем. Я, что называется, в раж вошла, заявляю ему: «Тоже хочу почувствовать, как убивают людей». А он мне: «О, это такое чувство!..» Про свой пунктик начал рассказывать: мол, сильно не любит тех, кто пьет, бессмысленно прожигает жизнь.
...А в самый напряженный момент в кабинет зашел оперативник и заявил, что ему нужна пачка чая «Липтон», которая лежит на сейфе. Теперь об этом Жанна Срубилина вспоминает со смехом, а тогда... Ведь именно в этой пачке была спрятана камера! Попыталась отговорить, предложила другой чай. Тот уперся: «Липтон» - и никаких! Схватились за пачку оба. Мужчина оказался сильнее: вырвал пачку и унес, а женщина поняла, что страховка потеряна... Потом оказалось, что сел аккумулятор камеры. Сотрудника послали «за чаем» переживавшие за Жанну коллеги.
Поздно вечером Срубилина уже на 200 процентов была уверена, что сидевший перед нею спокойный человек и есть серийный маньяк. Но сил продолжать разговор не осталось. На следующее утро за подозреваемым приехал оперативник Апатитского РОВД. Крутенко поинтересовался, служил ли тот в армии. Услышав, что да, произнес: «Садись и слушай». Дожала-таки его Жанна...
А тот психиатр оказался неправ. У убийцы нашли редкое психическое заболевание, связанное с раздвоением личности. Причем страдал он им с детства. И вот поди ж ты: хорошо учился, без проблем прошел все военные комиссии перед отправкой в горячие точки и параллельно вел вторую жизнь.
Я вам не барышня!
Чтобы выжить в угрозыске, женщина должна стать отличным профессионалом. Бесполезно пытаться использовать свои чары, показывать особенность, слабость. Добиваясь уважения, надо каждый день доказывать свою состоятельность.
И она доказывала. Между прочим, о работе в милиции мечтала с детства. Учась в школе, два года провела на опорном пункте, помогала инспектору, дежурила в оперативном комсомольском отряде дружинников. Получив очень хороший школьный аттестат, сразу в юридический вуз пойти не рискнула, решила заработать стаж. Увидела объявление в газете, что требуется контролер в следственный изолятор. Чтобы стать рядовым внутренней службы, охраняющим спецконтингент, два месяца дежурила под дверями отдела кадров. Когда надоело слушать отказы, записалась на прием к возглавлявшему УВД генералу Данкову... Он очень удивился, увидев перед собой почти девчонку в смешной шапке с помпоном. Но услышав, как ей надо то, о чем просит, помог.
По словам Жанны Валерьевны, в следственном изоляторе она поняла, что не ошиблась, что защита правопорядка - это ее дело. Но надо было учиться дальше. Получила от СИЗО заветное направление в Вильнюсскую среднюю школу МВД, отучилась на опера и с огромным багажом знаний вернулась в Мурманск.
- В кадрах мне сказали: «Какой УУР? Пойдешь в ПДН! (то есть в отделение по делам несовершеннолетних. - Авт.)». Возражений не приняли. Приступила к службе в Ленинском ОВД. За несколько месяцев раскрыла двенадцать преступлений и решила, что пора проситься в криминальную милицию. Начальник уголовного розыска области Владимир Федорович Шемякин взял. Хотя в успех затеи, по-моему, совсем не верил... В УУР я прошла все, кроме разыскного отдела. Умирала от счастья, пыталась разбиться в доску, показывая: я ни в коем случае не женщина, опер. Доказывала и доказывала, что могу не просто бумажки носить, а заниматься живой работой. И они эксплуатировали меня по полной. И мучали, и хвалили. Они - это мои начальники, руководители, на которых очень везло: Анатолий Калинчев, Геннадий Артамонов, Анатолий Воронин, Владимир Ракитин, Майор Очкинадзе, Виктор Базоев, Михаил Свиридовский, конечно, Николай Щегольский и Виктор Пестерев….
Вместе с мужем Жанна окончила Московскую академию МВД. Он тоже долгие годы служил в органах внутренних дел. Познакомились, когда Игорь работал в патрульно-постовой службе. На участке находилась улица Полярный Круг, где гремело шикарное кафе «Огонек». Модная светомузыка, танцы, курочка-гриль, поэтому желающие выстаивали длинную очередь, чтобы туда попасть. Также на территории его обслуживания была спецкомендатура, где отбывали наказание 300 человек, осужденных к исправительным работам. Фактически сотруднику ППС приходилось выполнять функции участкового, он успешно раскрывал преступления. Срубилина заметили, еще без спецобразования в виде исключения взяли в угро сержантом. Потом он заочно оканчивал Таллинскую школу милиции, академию. Служил в управлении по борьбе с организованной преступностью. В 97-м году стал заместителем начальника отдела собственной безопасности УВД Мурманской области.
Шесть лет назад Жанна Валерьевна ушла на пенсию. Было невыносимо. Ей казалось, что жизнь закончилась. Но только казалось. Уже пятый год она член комиссии по вопросам помилования при губернаторе области. Входящие в нее адвокаты, прокуроры, работники службы исполнения наказаний, чиновники несколько раз в месяц рассматривают ходатайства заключенных перед президентом России. Дебатируют, обсуждают стоит ли их поддержать. Срубилина почти всегда считает - стоит.
За три часа разговора так до конца и не удалось понять, как она раскалывала их на признательные показания. Серийных убийц, маньяков, наглых, тертых жизнью уголовников. Но раскалывала же! Наверное, видели они в ней что-то. Может, бесстрашие, фанатизм, желание выяснить истину, попробовать понять. На вопрос: «Скучаете по работе в угро?» - она могла бы и не отвечать. Правду сказали подозрительно заблестевшие влагой глаза железной леди - Жанны Срубилиной.
Опубликовано: Мурманский вестник от 09.11.2018