Почему некоторые люди любят яркие цвета, а другие предпочитают темные? Оказывается, это не случайно: цвет может многое рассказать о характере человека, о его настроении, особенностях личности. Приглядитесь к своим родным и знакомым, проанализируйте, какие цвета они предпочитают в одежде, домашнем интерьере, и наверняка многое вам из их поведения станет ясным.
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто…». Те, кто знаком с романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», сразу узнают сцену первой встречи главных героев этого замечательного литературного произведения. Но почему, повинуясь этому желтому знаку, Мастер идет по следам прекрасной женщины? Зачем он это делает? И о чем «рассказывают» ему черный и желтый цвета?
Разобраться в этом нам поможет психолог Макс Люшер, выпустивший в середине 60-х годов двадцатого века свой знаменитый труд о психологии цветоощущений. Согласно наблюдениям Люшера, предпочтение человеком тех или иных цветов связано с его переживаниями и может довольно точно охарактеризовать его психологическое состояние.
Известно, что дети любят яркие цвета, в особенности красный и желтый, для них они символизируют полноту жизни с ее яркими и постоянно меняющимися событиями. Если такое же предпочтение демонстрирует взрослый человек, значит, он сумел сохранить чисто детскую чистоту и непосредственность восприятия мира. Однако большинство окружающих нас людей, как нетрудно убедиться, не столь уж большие поклонники красного и желтого. Почему? Да потому, что люди довольно значительно изменяются по мере взросления, и соответственно меняется их отношение ктому или иному цвету. Дело в том, что желания, отражаемые теми или иными цветами, должны удовлетворяться. Если же этого не происходит, то человек начинает испытывать весьма болезненные и достаточно своеобразные ощущения. Поначалу желание достигнуть цели только усиливается, а затем… Затем происходит психологический надлом: человек отказывается от желаемой цели и может даже испытывать к ней легкое (или сильное) отвращение.
Ни для кого не секрет, что часто жизнь играет с нами в свои жестокие игры, и слишком мало наших желаний удовлетворяется. Иногда нам удается заменить их другими, иногда приходится подавить в себе эмоции по этому поводу. И тем не менее постыдно часто прорывается копившееся годами раздражение, боль, тоска. Все эти изменения в характере человека находят отражение в смене любимых им цветов. Но каждый выбирает при этом свою стратегию и тактику.
Люди, стремящиеся во что бы то ни стало удержаться на прежних позициях, отстоять свои идеалы и ценности, начинают все большее предпочтение отдавать зеленому цвету. Поэтому любовь к зеленому цвету обычно указывает на упрямцев, ни в какую не желающих изменить свои взгляды, привычки, пристрастия. Со временем такие люди перестают видеть что-либо, кроме узкого поля своей борьбы, и с ними становится не только трудно, но и скучно общаться. Кстати, отсюда, наверное, и проистекает знаменитое выражение — «зеленая тоска».
Люшер считал, что человек, которому долго не удается удовлетворить свои желания, начинает ненавидеть когда-то любимый им цвет. Поэтому человек, любящий зеленый цвет, — упрямец, но ненавидящий его — упрямец вдвойне! И если вы хотите общаться с мирными, уступчивыми, покладистыми людьми, — ищите их среди тех, кто к зеленому цвету равнодушен.
Не все люди в невыносимых для них обстоятельствах стремятся упорно отстаивать свои принципы. Иные будут стремиться уйти от неприятностей в круг близких, понимающих людей, укрыться от житейских невзгод в семье. Такие предпочитают синий цвет. И чем сильнее, чем неудовлетвореннее будет такое желание, тем более глубокого и насыщенного тона будет этот любимый цвет. Например, почти болезненная тяга к синему цвету прослеживается в творчестве знаменитого русского художника Василия Сурикова, много лет жившего под страхом смерти любимой жены. Несчастливая личная жизнь этого титана живописи во многом помешала ему со всей полнотой раскрыть свой талант. Замечательный художник сделал до обидного мало.
Иногда непонятый близкими человек прячется от жизненных проблем и тягот… в болезнь. На языке специалистов это называется ипохондрией. Человек отыскивает у себя симптомы тяжелых (и не очень) заболеваний, начинает интересоваться только собственным здоровьем и с головой уходит в настоящие и вымышленные недуги. Такие люди отдают предпочтение коричневому цвету.
Присмотритесь к окружающим, и вы многое поймете в их поведении. Следует иметь в виду, что вопрос этот очень деликатный, поскольку действительная или мнимая болезнь используется человеком как щит для прикрытия своих особо уязвимых мест. Отнимать этот щит жестоко, да и сделать это очень трудно, ибо человек будет держаться за него и руками, и ногами, и даже зубами! Единственная правильная тактика — убедить человека самому отказаться от щита. Добиться этого крайне трудно. Ведь даже мнимые заболевания через какое-то время могут стать реальными.
Если человек боится принимать какие-либо решения, он выбирает серый цвет. Замечено, что перед экзаменами студенты отдают предпочтение именно ему. Постоянное предпочтение серого цвета может указывать на людей крайне нерешительных. Кстати, серый цвет одежды — лучший для шпионов, такая одежда менее всего бросается в глаза, и такие люди, говоря языком Пушкина: «иль чуть заметны, иль незримы…».
От жизненных потрясений у человека может возникнуть состояние, когда он уже ничего не хочет. В таких случаях выбирается черный цвет. Этот цвет демонстративного, открытого отказа от всего.
Чрезвычайно много может рассказать о человеке сочетание черного цвета с каким-либо другим. В этом случае черный как бы оттеняет другой цвет, словно говоря — «только это и ничего больше». Именно такая ситуация описана в булгаковском романе «Мастер и Маргарита». Желтый цвет мимозы, оттеняемый черным цветом пальто героини, указывает Мастеру на ее сильнейшее желание изменить свою жизнь. И герой безошибочно понимает этот язык. А ведь эти страницы знаменитого романа писались Булгаковым более чем за 25 лет до выхода в свет работы Макса Люшера!
Впрочем, здесь Булгаков не одинок. Вспомним хотя бы строчки из стихотворения Осипа Мандельштама: «Узнавай же скорее декабрьский денек, где к зловещему дегтю подмешан желток…» Как красноречивы эти строки, писавшиеся поэтом в период между двумя арестами, во время последнего пребывания в Ленинграде! Пристрастие к желтому цвету отмечается и в творчестве Федора Михайловича Достоевского, что придает повествованию эмоциональную напряженность и скрытый драматизм. Однако те, кто избегает желтого цвета, испытывают куда большую тревогу или даже тоску. Общение с такими людьми иногда просто невыносимо.
Весьма красноречиво характеризует человека любовь к сочетанию красного и синего цветов. Такая гамма указывает на высокую эмоциональную напряженность и стремление заглушить тревогу. Люди, находящиеся в подобном настроении, подвергают себя немалому риску.
Все вышесказанное относится к так называемым простым цветам. Кроме них, Люшер выделял и сложные цвета, в частности — сиреневый. Люди, отдающие ему предпочтение, отличаются сложным и несколько детским поведением, они требуют к себе особого внимания и ждут от окружающих деликатного отношения. Те же, кто отрицает этот цвет, относятся к миру весьма подозрительно и стараются оградиться от него. Замечательно, что Остап Бендер категорически отказывается от лилового цвета при покраске своего автомобиля, находя его пригодным лишь «для начальника угрозыска».
Итак, цвет может рассказать о многом. Не забудем же об этом, когда выбираем обои для детской комнаты, когда обдумываем, что лучше надеть на праздник, когда решаем, что лучше подарить близкому человеку. Но самое главное — «азбука» цвета поможет лучше разобраться в тех скрытых сообщениях, которые посылают друг другу люди.