Шашечки на двери - узнаваемый логотип такси в России и других странах мира. Давайте посмотрим как появился этот логотип таксомоторов.
Американская история.
Шашечки пришли в Советский Союз из США. Впервые появились в Чикаго в 1910 году, когда компания Checker Motors Corporation нанесла на автомобили такси "Checker" ленту вдоль бортов автомобиля в виде "шашечек". Почему выбран этот рисунок.
В те годы в США популярны автогонки. А старт и финиш связан с флагом в виде шашечек. Так что шашечки такси пришли из автомобильных гонок, чтобы у клиентов, которые пользуются такси возникала ассоциация со скоростью и мобильностью. Этот маркетинговый ход оказался удачным - шашечки прижились и начали триумфальное шествие по другим городам США, а потом и миру.
Желтая полоса.
21 июня 1925 года, в 7 часов утра на улицы Москвы выехали 15 автомобилей "Рено" с желтой полосой вдоль кузова. Советское правительство закупило эти автомобили для такси и выбрали такое оформление автомобилей.
Перед этим на афишных тумбах Москвы разместили афиши с рекламой и информацией о запуске первого советского такси в Москве. Почему была выбрана желтая полоса, а не шашечки - непонятно. До появления логотипа такси в виде шашечек оставалось еще много времени.
Первые шашечки в СССР.
Принято считать что первые шашечки появились в СССР в 1948 году. Но это не так. Появились шашечки на автомобиле еще в довоенное время, и благодаря одному человеку.
Московский водитель такси Н. В. Фокин предложил нанести на борта автомобилей такси ГАЗ-А полосу из шашечек. Руководство московского таксопарка приняло это рацпредложение, и в 1935 году по Москве бегали десять автомобилей такси с привычными шашечками.
Первые официальные шашечки.
В 1948 году начинается восстановление таксопарков в Советском Союзе. На линии выходят автомобили "Победа" ГАЗ М-20 и ЗиС-110. В 1952 году в таксопарки начали поступать автомобили ГАЗ-12. Вдоль борта этих автомобилей красовалась лента из шашечек в американском стиле. До середины 50-х годов единая и покраска кузовов автомобилей такси - светлый верх, серый низ. Также в это время появляется зеленый фонарик "Свободен".
Первый глобальный ребрендинг шашечек в СССР.
В 1955-1956 годах в таксопарки СССР поступают автомобили "Москвич-402" и ГАЗ-М-21 "Волга". Поступали с автозаводов уже с новым логотипом шашечек. Вместо ленты по борту автомобиля, на передних дверях такси были восемь и десять шашечек (по четыре или пять с каждой стороны) и буквой "Т" в круге. С этого времени на автомобилях такси появились привычные шашечки. Встречались варианты с 18 и 20 шашечками в логотипе.
Второй ребрендинг шашечек 1970 года.
В 1970 году в таксопарки начали поступать новые автомобили ГАЗ-24 "Волга", и на некоторых автомобилях почему уменьшилось количество шашечек, стало 6. По три с каждой стороны. Но старая эмблема с восемью шашечками продолжала существование до 1991 года, когда прекратила существование государственная служба такси СССР.
Как правило, восьми шашечную (или с 10-ю) эмблему наносили на авторемонтных заводах, где ремонтировались автомобили такси. Делали это по привычке, иногда сильно не обращая сколько шашечек в трафарете логотипа.
Об окраске кузовов автомобилей такси поговорим отдельно, это будет отдельный выпуск. Сегодня единого ГОСТа логотипа такси нет. Как и единого документа, который регламентирует единый цвет кузова такси в стране.
Продолжение следует!