Найти тему
Белый шаман

Проекты или проЖЕкты??

Не знаю как Вас, а меня всегда крайне изумляла удивительная способность наших чиновников строить грандиозные планы, не имея нормальной исходной информации для такого планирования. Нет, я конечно допускаю, что в жизни всякое возможно – но по моему скромному разумению, такой подход имеет шансы на успех только в одном случае: если процентов 10 чиновничьего «братства» являются гениями, а еще процентов 10 из них – это сильные экстрасенсы, обладающие удивительной способностью детально разглядеть наше будущее на горизонте ближайших 10-15 лет как минимум! Но, так как большинство из таких «мега-проектов» с завидной периодичностью терпят полное фиаско – то мне кажется, что как с гениями, так и с экстрасенсами у ребят явные проблемы!

А раз так, то вполне себе не радостная картинка вырисовывается – что все таким образом «скроенные» проекты, уже на старте обречены на провал – причем масштаб провала может варьироваться от просто бесполезно потраченных средств (не малых между прочим), до получения на финише результатов, которые только ухудшат и без того «не веселое» состояние в какой-то конкретной сфере – а значит потребуются дополнительные средства на устранение последствий!

Чтоб было понятнее, о чем речь – «разложу» ситуацию на последнем примере, который «выудил» сегодня из новостных лент.

Итак, буквально вчера, выступая в Государственной Думе, министр просвещения РФ, Ольга Васильева, презентовала новый проект в сфере школьного образования, который стартует уже в декабре этого года под кодовым названием «Билет в будущее». Суть его – профессиональная ориентация школьников, начиная с 6 класса. Даже если оставить за скобками вопрос: «А не рановато ли детей с 12-13 лет проф. ориентировать»?! (хотя тут есть о чем поговорить) – очень непонятно, из каких соображений и по каким направлениям они детвору собираются «натаскивать». Ведь сколь-нибудь долгосрочной и детально проработанной программы развития страны (а значит и ее экономического развития) – у нас как не было, так и нет, верно?! А значит и нет понимания, сколько специалистов и по каким специальностям стране потребуется лет через 10-15 и какие компетенции им следует уже сейчас развивать – так на что нынешних школьников будут ориентировать?! Если как обычно, мы применили известный «метод научного тыка» - то в результате получим либо профанацию и имитацию кипучей деятельности со стороны образовательных учреждений, либо – если они всерьез возьмутся за дело – мы рискуем так «наориентировать» школоту, что они выйдут во взрослую жизнь с никому не нужными специальностями, «благополучно» пополнив армию безработных – а значит это дополнительные расходы на выплату им пособий и на их переориентирование на новые специальности! Такое вот «кино» получается☹

Такая же история и с логистической инфраструктурой. С месяц назад было много лозунгов о глобальных проектах в этой области: тут тебе и новые автомобильные дороги, и высокоскоростные поезда и разные прочие занятные штуки – а проблема то та же! Если нет понимания, как будет развиваться страна и где, когда и в каком объеме будут строиться населенные пункты и промышленные предприятия – то значит нет и понимания, какими будут грузопассажирские потоки лет через 10-15 – а не имея этой информации, как можно планировать крупные проекты связанные с логистической инфраструктурой??! Как просчитывать их экономическую целесообразность в средне- и долгосрочной перспективе, не имея представления – что, когда и в каком объеме будет перевозиться? Лично для меня – загадка!

И таких примеров – масса!

Нет, можно конечно предположить, что это наше тайное «ноу-хау» - и мы сначала научим людей и построим дороги – а уже под это будем строить предприятия и все остальное планировать – но мне кажется, что это, мягко говоря, не очень правильно…

К чему я это все веду? Да все к тому же, о чем я с месяц назад подробно писал в статье «А Вам не кажется, что дело не только в экономике»? – т.е. о необходимости создания стратегического плана развития страны, затрагивающего развитие всех сфер жизни государства (не только производственно экономических, но культурно-нравственных), с горизонтом планирования хотя бы лет на 10-15 – и вот уже в этот план на стадии детализации, будут включены и планы по подготовки кадров, и по инфраструктуре, и по прочим направлениям – которые будут являться производными от стратегического плана и будут с ним увязаны и по времени, и по количественным показателям. А пока такого плана нет – все эти проекты больше напоминают «тыканье пальцем в небо», в надежде на «авось» - т.е. Сизифов труд в чистом виде.

Хотя, может быть и так, что «товарищи» все понимают и такого рода проекты с «красивым фасадом» изначально имеют только одну цель – получение бюджетного финансирования, про которое мы опять, спустя несколько лет, услышим, что оно было нецелевым образом потрачено☹