Найти тему
Рассуждения

Когда нет места злым чувствам

В рамках Форума национального покаяния и возрождения 6-8 ноября 2018 года прошла международная конференция «Россия между прошлым и будущим: хранители и самородки». В работе конференции принимали участие люди компетентные, глубинные, образованные, думающие, опирающиеся в своих докладах и на веру и на знание. Это богословы, ученые, писатели, философы, журналисты, художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Архангельска, из Бостона и Милана.

В выступлениях были подняты злободневные темы, которые получили развитие в содержательных дискуссиях. Но мне бы хотелось рассказать о тех, кто подарил душевную радость людям науки и наполнил мероприятие духовным содержанием.

6 ноября в часовне Культурно-Просветительского Центра «Преображение» в селе Красном Истринского района выступил фольклорный ансамбль «Сирин». Ведущие Нина Ткаченко (Воронеж) и Андрей Васенев (Тверь) представили руководителя коллектива Андрея Николаевича Котова, как выдающегося фольклориста, и отметили новаторство и уникальность коллектива, который первым обратился древнерусскому церковному и народному певческому наследию и стал исполнять на открытых площадках богослужебные песнопения XV- XV-III веков и духовные стихи.

Концерты «Сирина» всегда композиционно выстроены и режиссерски отшлифованы. В своем вступительном слове Андрей Николаевич рассказал об истории создания коллектива в 1989 году, о фольклорных экспедициях в разные концы нашей страны, о глубине погружения в культуру той или иной местности, об особенностях национального костюма, и как это влияет на искусство исполнения. И вот живая иллюстрация – из многоголосных уст участников студии при ансамбле летит к нам с брянских земель «Бедная птичка».

Особое внимание в вокальном творчестве уделяется таким формам, как знаменный распев и ранняя русская полифония (XV век). Участница коллектива Анастасия Чернова призналась, что она во время многоголосного исполнения сегодня не слышала тех, кто, как и она, пели партию высокими голосами, потому что они стояли далеко. Однако она чувствовала песню и не нарушила цельного песенного пространства. Как птицы в роще пересвистываются, перекликаются, тренькают, каждый на свой лад, но сливаясь в единую гармонично-радостную композицию. Так и студийцы вплетают свой уникально-неповторимый голос в общую музыкально-песенную картину.

Звучит духовный стих, заимствованный в Белгородской области – обращение к Святителю Николаю. Духовные стихи бывают разные, но это всегда создание некой реальности и переживание о собственной душе, о грехах, о том, что человек смертен. Андрей Николаевич проводит параллель между душой и телом – в земной жизни больше приходится трудиться телу, а после смерти – душе. Хочется парировать ему: ваши души трудятся и здесь, духовным огнем зажигая души других людей, открывая им путь постижения себя и мира через сопереживание. Песня – естественно-органичное состояние человека. Когда люди поют вместе – возникает чувство сопереживания. А не здесь ли ключ к национальному единению и возрождению?

 Раньше люди из окрестных деревень приходили в сельскую церковь на службу по воскресным дням. После Литургии не спешили обратно, а закусив в складчину принесенной из дома снедью, устраивали песнопения. В них церковные мотивы перемежались с жизненными. Рядом водила хороводы, танцевала кадрили, женихалась молодежь. Так смешение церковных и народных традиций давало духовным стихам необычное звучание. В «Свете мой тихий», проникновенно пропетой, больше нетварного света, чем трагизма.

Мерилом признания «Сирина» сегодня служит место выступления – часовня, где со стен строго-взыскательно смотрят Христос со святыми – Николаем Угодником и Серафимом – Саровским Чудотворцем. И люди, которые искренне восхищались, благодарили, интересовались, фотографировали, дарили цветы. Подаренный руководителю коллектива букет по кругу обошел всех участников. И ни один из них не решился оставить цветы у себя – вернули Андрею Николаевичу. Это тоже форма сопереживания.

 По предложению Андрея Николаевича Котова в финале концерта аудитория вместе с хором пела духовный стих о грешном человеке. «Ничего не надо грешну человеку… Только один сажень земельки, да четыре досыки… Слава Тебе Боже!» Перетекали друг к другу мужские и женские голоса незнакомых людей, переливалась друг в друга доброта, наполняя до краев, вытесняя все плохое: зависть, осуждение, раздражение и другие злые чувства.

Людмила Семёнова