Найти в Дзене
Брат Карамазова

Зачем Раскольников взялся за топор

Со школьной скамьи мы помним, что Раскольников убил старушку. За что? Кажется, ради денег? Или все-таки нет? Предлагаем вспомнить классику и разобраться, что толкнуло бывшего студента на преступление и при чем тут Наполеон и «вечная Сонечка». Деньги, конечно, были одной из причин. Раскольников живет в каморке, похожей на «шкаф» и на «гроб», и даже за нее задолжал; временами голодает и за копейки закладывает той самой старухе-процентщице последние ценные вещи. Но проблема в том, что у героя есть возможность хоть как-то поправить свое положение – его товарищ с говорящей фамилией Разумихин готов помочь с подработками. Но Раскольников слишком озлоблен и бороться за существование больше не хочет – к тому же у него есть «идея», или «теория». Тут и появляется Наполеон – фигура чрезвычайно важная для всей нашей литературы того времени. «Мы все глядим в Наполеоны», - пишет Пушкин. Чичикова в «Мертвых душах» принимают за сбежавшего с острова Святой Елены императора. В Наполеоны глядит и Расколь

Со школьной скамьи мы помним, что Раскольников убил старушку. За что? Кажется, ради денег? Или все-таки нет? Предлагаем вспомнить классику и разобраться, что толкнуло бывшего студента на преступление и при чем тут Наполеон и «вечная Сонечка».

Деньги, конечно, были одной из причин. Раскольников живет в каморке, похожей на «шкаф» и на «гроб», и даже за нее задолжал; временами голодает и за копейки закладывает той самой старухе-процентщице последние ценные вещи. Но проблема в том, что у героя есть возможность хоть как-то поправить свое положение – его товарищ с говорящей фамилией Разумихин готов помочь с подработками. Но Раскольников слишком озлоблен и бороться за существование больше не хочет – к тому же у него есть «идея», или «теория».

Иллюстрация Д. Шмаринова
Иллюстрация Д. Шмаринова

Тут и появляется Наполеон – фигура чрезвычайно важная для всей нашей литературы того времени. «Мы все глядим в Наполеоны», - пишет Пушкин. Чичикова в «Мертвых душах» принимают за сбежавшего с острова Святой Елены императора. В Наполеоны глядит и Раскольников. Для него этот персонаж – воплощение своего рода «сверхчеловека» (которого придумает Ницше чуть-чуть позднее). Для него не работают обычные законы морали, он может позволить себе «кровь по совести», то есть любое преступление вплоть до убийства – если этого требуют его, Наполеона, великие цели. Вот и Раскольников хочет проверить, сможет ли переступить через кровь. Знаменитый вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею...» – именно об этом.

Подталкивают Раскольникова к убийству и окружающие, сами того не замечая. Его сестра готова выйти замуж за откровенного подлеца – чтобы тот помог «Роде» устроиться в жизни. По этому поводу Раскольников произносит не менее знаменитые слова о «вечной Сонечке» – вечном женском самопожертвовании. Он не видит большой разницы между «профессией» Сони и браком сестры и отчаянно хочет помешать последнему – но для этого надо перестать сидеть на шее у своих родных. А случайно подслушанный разговор убеждает его, что старуха – просто «вошь», пьющая кровь своих должников (и безответной сводной сестры), а на ее деньги, лежащие мертвым грузом деньги и завещанные монастырю, можно спасти «тысячи жизней».

Раскольников мучительно сомневается в своей правоте, но все-таки совершает преступление – и тогда начинает понимать, чего его теории стоят на практике. Об этом – о «наказании» – вся остальная, большая часть романа. В чем оно заключается, поговорим в другой раз.