Найти в Дзене
Sasha Freeman

Чаевые: давать или не давать?

Пролистывая статьи на Дзен, наткнулся на очередное творчество одного известного блогера, который решил попробовать себя в качестве курьера доставки еды из своего собственного ресторана.

Главным посылом статьи становятся сетования известного блогера о том какие жлобные москвичи и не оставляют курьеру чаевые, которые он, курьер, заслужил, прорываясь к нам сквозь все московские непогоды. В довершении всего блогер подытожил, что все кто не оставляет чаевые - жлобы и призвал быть добрее.

Эта публикация навела меня на размышления и одну параллель. Устраиваясь на работу в одну из компаний, мне было сказано, что кроме оклада меня еще ждет регулярная ежеквартальная и годовая премия. Собственно с учетом этих премий выводилась средняя по месяцу, которая меня в целом устраивала. За все время работы я лишь однажды столкнулся с ситуацией, когда руководитель лишил части премии одного из сотрудников. Надо сказать, что это была не единственная организация, в которой премия выплачивалась регулярно и была по сути лишь инструментом для наказаний. Несколько позже я столкнулся с недоуменным возгласом сотрудника: "я же выполнил свою работу, почему мне не заплатили премию?". То есть премия, которая изначально была инструментом поощрения сотрудников, которые сделали что-то сверх, лучше всех или вообще как-то отличились, стала инструментом наказания.

В чем параллель? Когда мы оставляем чаевые официанту предполагается, что мы его поощряем за то, что он был расторопнее, вежливее, обходительнее и так далее. Предполагается, что за обслуживание мы уже заплатили, стоимость обслуживания включена в стоимость блюд, иногда даже может присутствовать отдельная строчка для этого. Однако для многих чаевые - самособой разумеющееся, которые мы вправе не давать, если нас плохо обслужили, то есть наказание вместо поощрения.

Мое личное мнение, что необходимо перестать ставить вещи с ног на голову. У нас должен быть инструмент для поощрения, который стимулирует выполнять свою работу лучше, чем другие. Мы не должны платить за то, что люди должны делать в силу своих обязанностей. Принимая на себя обязательства выполнять работу, мы должны стонать о том что за нее платят мало. Нас никто не принуждал ставить подпись под контрактом, мы делаем это добровольно, почему собственно мы рассчитываем получить что-то дополнительно за то, что сделали в рамках контракта? А дальше начинается какая-то безумная вереница из тех, кому мы обязаны "отстегнуть": бармен, хостесс, лифтер, дворник, парикмахер, стилист и т.д. А потом настанет очередь продавцов, которые обслужили вас хорошо или врача, который провел операцию без душевных мук. Продолжать можно до бесконечности поскольку сфера обслуживания огромна. Нужно ли? Круг пора разорвать.

И что в том числе не мало важно, так это то что звездность никак не дает права оскорблять людей, которые не соответствуют твоим ожиданиям.