Найти тему
Concepture Club

«Я всего лишь перевязал, а рану излечил Господь». Легендарный хирург Амбруаз Паре

Оглавление

Вместе с Возрождением европейцы открыли для себя интерес к естественнонаучному изучению тела, хотя предубеждения в адрес профессии хирурга сохранялись еще довольно долго. Респектабельной эту профессию сделали те, кто не боялся посвятить себя тяжелой работе, связанной с физическим страданием и смертью. Одной из легенд хирургии является Амбруаз Паре – лейб-медик Генриха II. Об этом враче и его сложном профессиональном пути в материале Concepture.

В наше время профессия врача-хирурга является повсеместно уважаемой в медицинском сообществе. Без людей подобной специальности немыслимо лечение заболеваний, выходящих за пределы границ только лекарственного воздействия на организм. Обучение специалистов занимает долгие годы и первые шесть лет ведется на общих с остальными студентами основаниях. Но так было далеко не всегда.

Врачебная элита

Дело в том, что долгое время в Европе к медицине относились с опаской, воспринимая любую болезнь как «дар Божий» или как наказание свыше. Однако, жить хотят все, и потому, оставив религиозную философию, общество во все времена старалось обеспечивать должную подготовку врачебных кадров. Однако есть маленькое «но»: любой врач веке в XV-XVI мог быть хирургом (если бы соизволил «опуститься» в глазах коллег), но не каждый хирург имел право называться врачом. Как это? Всё просто: врач в те годы – это, в первую очередь, терапевт, т. е. человек, который лечил посредством фармакологии и желательно без рытья внутри тела человека.

-2

В наше время всё это воспринимается с недоверием, ибо как же это, скажете вы, и будете правы. Но факт есть факт: изучая анатомию человека на медицинском факультете, тогдашние айболиты считали не очень приличным «копаться в потрохах» ибо для этого есть хирурги. А вот кем были последние? Чаще всего высшего медицинского образования они не имели и многие из них являлись скорее практиками, чем теоретиками. Именно поэтому любая серьезная полостная операция проводилась под неусыпным надзором врача, в обязанность которому вменялось следить, чтоб его поднадзорные чего-нибудь лишнего пациенту не отрезали.

Ну прям как в анекдоте про то как у человека разболелись уши, он приходит к хирургу, тот ему с ходу: «Отрезать!». Перепуганный больной бежит к терапевту, который ему по-доброму и говорит: «Ох уж эти хирурги, вечно им резать хочется. Вот вам таблетки – уши сами отвалятся!». Еще не вставшая крепко на ноги научно ориентированная медицина во многом шла на компромисс со знаниями, доставшимися новым временам от Средневековья. Впрочем, нелишне упомянуть, что с анестезией и антисептиками (столь важными, чтобы самая успешная операция не закончилась сепсисом и смертью для пациента) дела на тот момент шли неважно, если не сказать почти никак.

-3

Добрый доктор Амбруаз

Амбруаз Паре родился в 1510 году в Бур-Эрсан, в окрестностях Лаваля, что во Франции. Точная дата рождения не известна, но в семье помимо него было еще трое детей: два брата и сестра. Родители богатства не нажили, ибо отец занимался производством тогдашней ручной и не очень клади, и потому, верно оценивая свои перспективы, молодой Паре ушел в ученики цирюльника.

-4

Цирюльник же в те годы не просто гламурные прически ваял, но еще и хорошо владел колюще-режущим инструментом, так что вполне мог делать элементарные операции – например, вправление суставов или удаление зубов. С учетом того, что услуги дипломированного врача были не каждому по карману, простой народ, естественно, чаще прибегал к услугам таких специалистов. Кроме цирюльников по мелочи могли лечить банщики, заезжие гадалки и даже коновалы.

Полную версию статьи читайте на сайте Concepture.club

Автор текста Дмитрий Хандога