Главным предназначением средневековой женщины было замужество. Удачно выйти замуж – несомненный успех. Выйти замуж за принца и стать королевой – к чему ещё можно стремиться? Однако была в Европе женщина, которая достигла этой вершины дважды, побывав последовательно королевой Франции и Англии. Речь идет об Алиеноре Аквитанской, известность которой уступала только славе Девы Марии.
У девочки был хороший старт: старшая дочь и наследница Гильома X, герцога Аквитании, осиротевшая в детстве, но находящаяся под опекой французского короля Людовика VI, обязанного по достижении девушкой брачного возраста выдать её замуж. Соответственно, Аквитания и Пуатье должны были перейти из-под управления короля в руки Алиеноры и её мужа. Прекрасно развитые герцогства южной Франции формально подчинялись королевской власти, но превосходили север страны богатством и роскошью.
Логичным решением опекуна казалось выдать подопечную за собственного сына, будущего короля Людовика VII, как только девушка достигнет положенных двенадцати лет. Людовикам следовало поспешить, так как претендентов на руку богатой наследницы хватало. Тем более, что слава о её красоте уже облетела Европу, ведь Окситания была родиной трубадуров.
Певцы, исполняющие собственные стихи под аккомпанимент струнного инструмента, встречаются и в XXI веке, но в Средние века они играли роль одновременно новостных и развлекательных порталов. Родоначальником лирической поэзии считают деда Алиеноры, герцога Гильома IX – у него, конечно, были предшественники, но о менее родовитых поэтах в ту эпоху мало упоминали в летописях.
А кому же посвящать стихи, находясь при дворе юной герцогини? Ответ очевиден: именно прелести Алиеноры воспевали трубадуры Окситании, путешествующие по всей Европе. Позже стихи станут посвящать и младшей сестре герцогини, Петронилле, но то ли статус старшей сестры играл свою роль, то ли та и впрямь обладала выдающимися внешними данными, но факт – по количеству упоминаний в стихах Алиеноре не было равных.
15 июня 1137 года король Франции послал сына в сопровождении свиты, вернее, целой армии из 500 человек ко двору невесты. Армия должна была произвести впечатление на мятежных вассалов, а принц – на Алиенору. План удался и 25 июля был заключен брак. Поскольку Людовик уже был соправителем отца и миропомазанным королем (хотя и не имевшим реальной власти), рыжие кудри Алиеноры украсились королевской диадемой.
Молодая чета с огромной свитой – не могла ведь свита королевы уступить числом и блеском армии мужа – неспешно отправилась в Париж. В столицу молодожены въехали уже настоящими правителями Франции: Людовик VI к тому времени умер. Для Алиеноры началась новая жизнь, о которой я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие новости тысячелетней давности!