Изобретателями автомобиля признаны немцы Даймлер и Бенц. В 1886 году они независимо друг от друга получили патенты на самодвижущиеся повозки с мотором, работавшим на бензине.
Мощность мотора у первых автомобилей Даймлера составляла всего 1,1 л.с. У Бенца и того меньше - 0,85 л.с. Тормоза были просто деревянными колодками, обитыми кожей. Когда жена и двое сыновей Бенца решили испытать автомобиль в дальней поездке, им пришлось по пути заглянуть к деревенскому сапожнику, чтобы сменить кожу на тормозах. О первом в истории автопробеге узнала вся Германия, путешественников считали героями. А проехали они всего 180 километров.
Разумеется, эти автомобили еще не годились в боевые машины. Но каждый год приносил новые изобретения, автомобиль становился все мощнее, быстрее и надежнее. В начале XX века автомобиль стал уже не повозкой с мотором, а машиной со всеми основными узлами современного автомобиля. Появились грузовики. Еще в 1896 году фирма Даймлера предлагала покупателям модели грузоподъемностью от полутора до пяти тонн. Значит, автомобиль уже мог нести броню и вооружение.
Пятитонку для Даймлера спроектировал работавший в Германии российский подданный Борис Григорьевич Луцкий. Сейчас знаменитые автостроительные фирмы приписывают себе его изобретения, а имя Луцкого стараются забыть. Борис Григорьевич первым создал четырех- и шестицилиндровые двигатели, поставил радиатор на его привычное место - перед мотором, и применил штампованную стальную раму. Вооружить автомобиль догадался тоже Луцкий (в 1900 году).
Зачем броневик генералам?
Луцкий описывал свою машину так: «четырехколесный самокат весом в 400 килограмм для передвижения скорострельного орудия, 500 патронов и трех человек». Мировой авторитет изобретателя не помог: проект был отвергнут российским Артиллерийским комитетом. То ли комитетские генералы не верили в машины, то ли пожалели четырех тысяч рублей, которые Борис Григорьевич просил для продолжения работ.
Слава изобретателя бронеавтомобиля досталась англичанину Фредерику Роберту Симмсу. Надо сказать, он ее заслужил. Еще в 1899 году, во время англо-бурской войны в Южной Африке, Симмс соорудил скорее забавную, чем грозную, машину из двух велосипедов, моторчика и пулемета. А весной 1902 года Симмс показал в Лондоне свой «моторный военный вагон» с тремя пулеметами в открытом бронекорпусе, который можно считать первым броневиком.
Увы, генералы Великобритании оказались ничуть не дальновиднее российских: броневик Симмса отвергли. Спустя еще два года в Австро-Венгрии появился броневик «Аустро-Даймлер» с приводом на все четыре колеса и пулеметом во вращающейся башне. Вездеход с возможностью вести круговой обстрел! Это был огромный шаг в создании бронетехники.
На «смотрины» прибыла высшая аристократия Австро-Венгрии во главе с престарелым императором Францем-Иосифом I. Разумеется, все приехали кто на карете, кто верхом, ведь автомобиль еще оставался редкой и ненадежной игрушкой. Броневик завелся, закашлял...
И тут благородные кони аристократов взбесились. История не сохранила подробностей: сколько карет было опрокинуто, сколько всадников вылетело из седла. Но скандал получился огромный. Судьбу броневика решил разъяренный император: армии не нужна машина, которая будет наносить урон собственной кавалерии...