Найти тему

От повозки с мотором к первому броневику

Оглавление

Боевая машина Симмса,1899 год.
Боевая машина Симмса,1899 год.

Изобретателями автомобиля признаны немцы Даймлер и Бенц. В 1886 году они независимо друг от друга получили патен­ты на самодвижущиеся повозки с мотором, работавшим на бен­зине.

Автомобиль Даймлер, германия 1886 год.
Автомобиль Даймлер, германия 1886 год.

Мощность мотора у первых автомобилей Даймлера составля­ла всего 1,1 л.с. У Бенца и того меньше - 0,85 л.с. Тормоза были просто деревянными колодками, обитыми кожей. Когда жена и двое сыновей Бенца решили испытать автомобиль в дальней по­ездке, им пришлось по пути заглянуть к деревенскому сапожни­ку, чтобы сменить кожу на тормозах. О первом в истории автоп­робеге узнала вся Германия, путешественников считали героя­ми. А проехали они всего 180 километров.

Моторная повозка Бенца, 1885 год.
Моторная повозка Бенца, 1885 год.

Разумеется, эти автомобили еще не годились в боевые маши­ны. Но каждый год приносил новые изобретения, автомобиль становился все мощнее, быстрее и надежнее. В начале XX века автомобиль стал уже не повозкой с мотором, а машиной со всеми основными узлами современного автомоби­ля. Появились грузовики. Еще в 1896 году фирма Даймлера предлагала покупателям модели грузоподъемностью от полуто­ра до пяти тонн. Значит, автомобиль уже мог нести броню и во­оружение.

Пятитонку для Даймлера спроектировал работавший в Герма­нии российский подданный Борис Григорьевич Луцкий. Сейчас знаменитые автостроительные фирмы приписывают себе его изобретения, а имя Луцкого стараются забыть. Борис Григорье­вич первым создал четырех- и шестицилиндровые двигатели, поставил радиатор на его привычное место - перед мотором, и применил штампованную стальную раму. Вооружить автомобиль догадался тоже Луцкий (в 1900 году).

Зачем броневик генералам?

Луцкий описывал свою машину так: «четырехколесный само­кат весом в 400 килограмм для передвижения скорострельного орудия, 500 патронов и трех человек». Мировой авторитет изоб­ретателя не помог: проект был отвергнут российским Артилле­рийским комитетом. То ли комитетские генералы не верили в ма­шины, то ли пожалели четырех тысяч рублей, которые Борис Гри­горьевич просил для продолжения работ.

Грузовик Луцкого, Санкт-Петербург, 1901 год. За рулем сам Б.Г.Луцкий
Грузовик Луцкого, Санкт-Петербург, 1901 год. За рулем сам Б.Г.Луцкий

Слава изобретателя бронеавтомобиля досталась англичанину Фредерику Роберту Симмсу. Надо сказать, он ее заслужил. Еще в 1899 году, во время англо-бурской войны в Южной Африке, Симмс соорудил скорее забавную, чем грозную, машину из двух велосипедов, моторчика и пулемета. А весной 1902 года Симмс пока­зал в Лондоне свой «моторный во­енный вагон» с тремя пулеметами в открытом бронекорпусе, ко­торый можно считать первым броневиком.

Броневик Симмса, Лондон, 1902 год.
Броневик Симмса, Лондон, 1902 год.

Увы, генералы Великобритании оказались ничуть не дально­виднее российских: броневик Симмса отвергли. Спустя еще два года в Австро-Венгрии появился броневик «Аустро-Даймлер» с приводом на все че­тыре колеса и пулеметом во вращающейся башне. Вездеход с возможностью вести круго­вой обстрел! Это был огромный шаг в создании бронетехники.

Бронеавтомобиль"Аустро-Даймлер", 1904 год.
Бронеавтомобиль"Аустро-Даймлер", 1904 год.

На «смотрины» прибыла высшая аристократия Австро-Венг­рии во главе с престарелым императором Францем-Иосифом I. Разумеется, все приехали кто на карете, кто верхом, ведь авто­мобиль еще оставался редкой и ненадежной игрушкой. Броневик завелся, закашлял...

И тут благородные кони аристократов взбе­сились. История не сохранила подробностей: сколько карет было опрокинуто, сколько всадников вылетело из седла. Но скандал получился огромный. Судьбу броневика решил разъяренный император: армии не нужна машина, которая будет наносить урон собственной кавалерии...

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал"ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!