Какой музейный экспонат вправе претендовать на этот почетный титул, и почему на его страницах есть озимые и мужики без штанов?
Самой главной книгой Средних Веков является, разумеется, Библия. Однако Библия — сочинение весьма объемное (не пробуйте ксерить!), и существует в весьма разных изданиях и сокращениях. Одна из популярнейших версий подобного сокращенного варианта — это часословы: туда входили молитвы, тексты, читаемые на богослужениях, календари и т.п. Весьма практичные это были книги, такие ежедневники с подробным расписанием и шпаргалками, для истинных верующих.
Именно к числу часословов и принадлежит самая красивая книга Средневековья, прекрасный манускрипт, украшеный рисунками лучших художников своего времени.
Эта рукопись, которую создавали почти целый век, с 1410-х по 1490-е года, называется «Великолепный часослов герцога Беррийского». Ее заказал третий сын французского короля Жан, носивший титул герцога Берри по своему владению. Сей Жан Беррийский был весьма элегантным джентльменом, тонким эстетом и знатоком искусств, поэтому заказанная им книга оказалась потрясающей по красоте и весьма дорогостоящей по изготовлению даже по тем временам, а уж сегодняшнюю его цену страшно представить.
Всего в книге больше 200 страниц, практически на каждой есть миниатюры: в общем, ничего удивительного, что дораскрашивать толстый том до смерти герцога (1416 год) художники — трое братьев Лимбургов, не успели. Они, кстати, примерно тогда и сами умерли; много было эпидемий всяких в Европе.
Что было дальше? Герцог Беррийский умер, оставив множество долгов (ничего странного, при таком-то умении жить); дочерям этот Часослов не достался, после коллекторов пошел по рукам коллекционеров. В конце XV века банкротное имущество приобрел герцог Карл I Савойский, он-то и заказал новому художнику доделать работу. Автором миниатюр этого периода стал, как считается, Жан Коломб. Еще над книгой трудились и какие-то анонимные мастера, огромный был труд, требовавший прямо-таки конвейерной работы.
Самые знаменитые миниатюры в книге — это 12 рисунков из цикла «Времена года». Это был календарь, который располагался в начале часословов, чтобы пользователь мог удобно сориентироваться насчет церковных праздников, постов, молитв и так далее.
Традиционно в циклах «Времена года» изображались не только атмосферные явления, отличающие май от ноября, но и те сельскохозяйственные работы, которые были свойственны каждому месяцу. Ведь для человека доиндустриальной эпохи от земледелия зависело выживание, и он намного теснее, чем мы сегодня, был связан с землей, природой.
Уникальность этого манускрипта в том, насколько удивительно красиво художникам удалось изобразить эти повседневные крестьянские занятия.
Сценки крестьянского быта перемежаются с изображениями придворного мира — пирами, охотой, праздниками.
А если вглядеться в детали рисунков, можно заметить весьма неуместные в столь роскошном и куртуазном произведении искусства детали, так сказать, внутренние шуточки авторов.
И это лишь несколько из сотни миниатюр этого удивительного манускрипта. Разглядывать их можно часами, благо, в интернете они давно уже выложены целиком (ссылка, осторожно, траффик). Существуют и репринтные копии Часлова, правда, стоят они конских денег, 6-8 тысяч долларов в среднем.
Сама же старинная рукопись в реале с 1850-х годов хранится в библиотеке французского Музея Конде — замке герцога Омальского (сына короля Луи-Филиппа I), который был весьма знающим коллекционером, и к счастью, сумел приобрести этот манускрипт.
Обычных туристов смотреть и чихать на нее не пускают.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
Покупайте мою книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону»: там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадниках, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки, и все в картинках! Озон, Лабиринт, Читай-город.