Безоблачную и безмятежную жизнь советских таксистов портил план. Это было просто грозовое облако посреди солнечного дня. План для советского таксиста составлял 65 рублей за 14 часов смены. Средняя заработная плата по Советскому Союзу была 120 рублей.
Получалось, что сумма плана была довольно весомая. Поэтому рано или поздно, но любого таксиста посещала мысль - а не обратиться ли к техническим средствам, которые сделают жизнь таксиста немного легче. Ведь кроме плана в 65 рублей, нужно было еще рублей 20 себе на карман оставить. Вот и начали думать таксисты. И придумали.
Таких технических решений в арсенале таксиста было четыре: Толкушка, Кочерёжка, Тягло и Удавка. Почти все таксисты пользовались данными приспособлениями, но здесь зависело от морального облика работника таксомотора и какие цели он себе ставил.
Толкушка.
В каждом путевом листе автомобиля была графа, где диспетчер таксомоторного парка ставил отметку о продолжительности смены. Например, автомобиль был на линии 16 часов, и ставилась цифра 16. А смена 14 часов. Два часа переработки. За это придется и объяснительную писать, и другие неприятности будут. Поэтому таксист договаривался с диспетчером что при завершении смены он будет отдавать уже заполненный путевой лист. И вот таки образом количество часов ставили сами специальным наборным штампом. У таксиста всегда был свой. Они в то время были одинаковые. Естественно, таксист находил компромисс с диспетчером не запросто так. Вот этот штамп, проставляющий часы и называли толкушкой.
Кочерёжка.
Бывали такие случаи. Садился пассажир в такси. Таксист уже знал куда вести, включал таксометр и трогались в путь. По пути пассажир вдруг вспоминал, что например, забыл купить девушке цветы. И просил оставить у цветочного киоска, чтобы быстро приобрести букетик любимой. В момент остановки такси - счетчик не выключался. И как только пассажир покидал салон такси - доставалась кочерёжка. Это такой длинный, изогнутый крюк, который вставлялся в определенном месте в рабочий таксометр и накидывал цифры на сумму. Например, в момент остановки на счетчике было 80 копеек, а при помощи волшебной кочережки она превращалась в 1 рубль 20 копеек. При чем в этом случае, таксист имел двойную выгоду, так как предварительно он договаривался с цветочными и табачными киосками за небольшую услугу, если будет поставлять клиентов. Такое сотрудничество продолжалось годами.
Тягло.
Он же вожжи. Он же оттяжка. Еще один крючок в арсенале таксиста. При помощи тягло, выводилась из зацепления основная шестерня привода троса спидометра (он был на коробке передач автомобиля и был опрессован пломбой). В результате - спидометр и таксометр не учитывали пробег, а стало быть всю поездку. В результате вся выручка шла в карман таксиста. Трюк с использованием оттяжки (тягла) применялся если пассажир, был в сильном алкогольном опьянении.
Удавка.
Между спидометром и таксометром в автомобиле такси был такой узел, как разделительный редуктор. На нем стояла пломба. Так вот удавка, это и есть быстросъемная пломба, которая позволяла вставить в редуктор электро моторчик с обратным ходом на 12 вольт, и отмотать как показания спидометра, так и показания таксометра. Часть выручки, таким образом шла в карман таксиста.
Об этих нехитрых приспособлениях конечно знали проверяющие органы (о них мы еще поговорим). Механики таксомоторных парков, начальники колонн. Но при определенных обстоятельствах закрывали на это глаза. Обстоятельствами выступали казначейские билеты Государственного Банка СССР. То есть деньги. Которым всем и всегда не хватало.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, и если материал Вам понравился - ставьте лайки.
Копирование более 30% текста запрещено, при репосте обязательно активная ссылка на яндекс дзен канал "Новосибирский журнал".
Источники фото: taxilife.ru, drive2.ru, soviet-life.livejournal.com, Pikabu.ru
_____________________________