С самого начала небольшое отступление от основной темы. Сегодня в интернете тонны постов, фотографий и комментариев о Крыме. И разделить весь этот контент можно на две категории. Первая это туристы, которые фотографируют и описывают моменты своего пребывания в Крыму. И крайне редко можно встретить материал, в котором турист расскажет о реальных проблемах этой туристической зоны. И я сейчас не о зарплатах, работе, уровне жизни или политике, то что обычно критикуют. Я о положении инфраструктуры туристических зон, о качестве туризма, о ценах и уровне обслуживания. Люди чаще избегают негативных тем на своих страницах, им просто хочется выложить красивое фото с отпуска.
Вторая категория – это держатели бизнеса любой туристической формы. Этим товарищам просто не выгодно публиковать, то что могло бы их скомпрометировать и оттолкнуть туристов. Именно поэтому о Крыме писать только хорошее или никак. К этой же категории отнесу и местные управления, руководителей полуострова, агитирующих туристов на посещение их региона. Их заинтересованность так же понятна.
Крым, который предлагает закрыть блогер Илья Варламов.
Для контраста предлагаю обратить внимание на статью довольно популярного блогера, Ильи Варламова. Сразу хочу сказать, что изложил он очень резко, по существу и правду. Но всё же, не со всеми его высказываниями согласен. Я не считаю, что туристы должны отказаться от Крыма, пока там не наведут порядок. Глупость то, что Крым нужно закрыть. Наводить порядок нужно руководству и в руководстве Крыма, они должны начать работать и все инструменты у них для этого есть. Было бы желание.
Вернемся к теме – Бахчисарай.
Бахчисарай оказался не таким, каким я его представлял, глядя на все эти описания и фотографии в сети. Обертка соответствует, но стоит окунуться в сам процесс посещения раскрученных достопримечательностей, начинает проявляться начинка. Всё начинается с автовокзала, о которых, я писал в предыдущей статье тут. Прибыв на автовокзал вас ожидают часами орущие таксисты. Порой мне кажется, что у них какая-то секта, они ходят толпами вокруг вокзалов и орут что-то невнятное. Не хватает бубнов. Господа весьма навязчивы, подходя несколько раз, стоя над душой, уговаривают поехать с ними.
А теперь коротко как это всё работает. Таксист берет пассажира и везет его в указанное место. По маршруту стоят зазывалы. Задача таксиста останавливаться около этих зазывал, которые начинают предлагать пассажиру снять комнату, посетить кафе или экскурсию. Таксист за эти остановки получает бонусы. Например может со скидкой или бесплатно пообедать в кафе хозяина зазывалы. Сколько таких зазывал будет на пути, это как получится. А теперь на примере маршрута до Успенского пещерного монастыря или пещерного города Чуфут-Кале. Пассажира привозят на площадь, у подножья склона и ненавязчиво высаживают у припаркованных там уазиков. Негласно пассажир передается водителям этих уазиков, которые начинают убеждать, что пешком идти далеко и высоко. Далее этого пассажира везут окружной дорогой и высаживают с обратной стороны указанных выше достопримечательностей. Турист проходит тот же маршрут, но с другой стороны, отдав за это (2018 год) 250 рублей таксисту, около 1200 водителю уазика и 250 рублей в кассу территории музея. Итог: около 1700 рублей с человека – не мало! И я видел этих разъяренных путешественников, которые ругались на этой же площади, в конце своей экскурсии. Сразу на ум приходит Московская схема обмана туристов по маршруту от Ленинградского до Казанского вокзалов.
О самом древнем пещерном туалете Чуфут-Кале.
О древнем городе Чуфут-Кале хочется рассказать отдельно. Вход 250 рублей (2018 год). Экскурсий я там не видел, кроме тех, которые приехали вместе с туристами от сторонних турфирм. Состояние самого города ужасное. Кругом обрывы и скалы, никаких ограждений, табличек нет. Но больше всего меня потрясло не это. Город Чуфут-Кале – это один, огромный туалет! По всей территории музея разбросаны бутылки, пакеты, мусор. Все пещеры, колодцы обгажены и судя по размерам этих туалетов, это происходит не один сезон. Как выяснилось позже, туалет все же на территории есть, но ни табличек, ни указателей ведущих к нему нет. Сам туалет можно отнести к жанру исторический ужас. Классическое кирпичное сооружение, четыре на два метра, с облупившейся еще в 15 веке штукатуркой и покосившейся деревянной дверью. За самим туалетом самообразованная свалка, в размере пары мусорных машин. Там же довелось наблюдать картину, как две девушки туристки по очереди заходили в этот туалет, одна оставалась дежурить у входа, что бы никто не подошел к открытому дверному проему. И не удивительно почему весь музей обгадили, дело в том, что территория музея очень большая, а туалет стоит на другом конце этого музея. Таким вы представляли Бахчисарай, отношение к туризму и памятникам архитектуры? Я нет!
Каньон Чуфут-Кале без осадочка.
Отдельной темы заслуживает торговля на территории Крыма. Кто-то ругает, кому-то не нравится, все реагируют по-разному. У меня тоже есть своя точка зрения по этому поводу. И лично я против этих незаконных ларьков, стоящих на каждом углу и на головах друг у друга. В законности такой торговли можно даже не сомневаться. Как пример, перед входом в том же Чуфут-Кале стоит палатка, мужчина торгует монетами. Мне стало интересно и задав пару вопросов местным оказалось, что жена этого мужчины работает в банке. Она поставляет ему разного рода монеты, купюры и тот реализует их вот в такой форме, стоя у входа в музей. Моё посещение Бахчисарая не осталось без осадка, но я всё же очень рекомендую вам посетить это место. Природа сама исправляет наши ошибки и тому подтверждение панорама, которая откроется перед вами на каньон Чуфут-Кале.
Хочу что бы Крым стал лучше!
Сергей Левада