Специально для журнала Яндекс.Дзена автор «Афиши» и The Village Алексей Павперов изучил книги, медиа и каналы «Дзена», с которых можно начать знакомство с историей искусства, если вы об этом ничего не знаете.
1. Понять, как всё устроено
Одна из ключевых книг для введения в искусствоведение — работа Сергея Даниэля «Искусство видеть». В ней нет хронологии или каталога общепризнанных шедевров, вместо этого автор объясняет, как устроена жанровая система, как искусствовед изучает картину, как правильно анализировать композицию, как отношения между заказчиком и исполнителем могут повлиять на сюжет произведения. Несомненный плюс этой книги — доступный и ясный язык.
Стоит обратить внимание и на книги Даниэля из серии «Новая история искусства» про рококо и европейский классицизм. Книги других авторов, изданные в этой серии, также могут послужить отличными вводными текстами.
2. Разобраться с хронологией
Теперь про книги с хронологией. В российских вузах часто рекомендуют «Историю искусств» Эрнста Гомбриха. В Америке подобным базовым текстом считается книга «Основы истории искусств» за авторством Хорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона.
Обе книги предпринимают амбициозную попытку рассказать историю искусства от Средневековья до начала — середины XX века. Текст Гомбриха более неформальный, живой, персональный. Янсоны предлагают более структурированное, сухое и детализированное повествование.
3. Освоить канон
Если вы решитесь ступить на стезю историка искусств, вам придётся прочитать эти книги. Если такой цели нет, все равно стоит обратить на них внимание. В «Введении в историческое изучение искусства» Бориса Виппера рассказывается о генезисе и материальной стороне различных видов искусства. «Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве» Генриха Вельфлина посвящена логике и трансформациям изобразительных форм. Эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» поможет лучше понять революционные изменения в искусстве XX века. Также популярна работа «Русское искусство XX века» Екатерины Дёготь (правда, её часто обвиняют в слишком сильной ориентации на московских художников).
Список, разумеется, неполный. Если хотите узнать побольше, покопайтесь в списках рекомендуемой литературы для поступления на искусствоведческие факультеты разных вузов.
Рекомендация автора «Дзен»-канала Анастасии Сосновской Art.likbez:
«Из недавно вышедших книг об искусстве советую обратить внимание на «Страдающее средневековье» Сергея Зотова, Дильшат Харман и Михаила Майзульса. Расшифровывая скабрёзности, сцены секса и необычные изображения, авторам удаётся показать отношение эпохи к телесности, Богу и общественному мироустройству».
4. Перенять способ мышления
Для того чтобы понять, как мыслит искусствовед, можно обратиться к тематическим лекциям на сайте «Арзамас». Там представлены два замечательных мини-курса преподавателей Европейского университета в Санкт-Петербурге: Илья Доронченков рассказывает про изобразительное искусство XIX века, а Вадим Басс — про архитектуру.
В качестве важного методологического текста рекомендуем «Другую историю русского искусства» Алексея Бобрикова. Его во многом бескомпромиссное отношение к истории русской живописи, с одной стороны, демонстрирует формалистский подход. С другой — показывает, что с каноном в искусстве можно и нужно спорить, а анализ искусствоведа во многом заключается в готовности отстоять собственное, часто идущее вразрез с общепринятым мнение.
5. Принять современное искусство
С начала XX века искусство постоянно играло на повышение — в первую очередь в интеллектуальном плане и в желании отстоять собственную независимость от конъюнктуры, политики, рынка и пожеланий заказчика. В итоге пространство contemporary art в XX веке оформилось как территория с собственными законами и институциями, сложными отношениями с обществом, капиталом и современной философией. Поэтому и тексты, посвящённые contemporary art, не получится назвать простыми.
Самая успешная (ну или по крайней мере громкая) попытка отобразить историю современного искусства во всей её сложности была предпринята американскими теоретиками из левацкого журнала October. На выходе получилась нелинейная западноцентричная энциклопедия «Искусство с 1900 года», где каждому читателю предоставлена возможность формировать собственную линию исследования с помощью гибкой системы гиперссылок. Пару лет назад этот важный труд был переведён издательством Ad Marginem.
Впрочем, есть и компромиссные варианты как в плане цены, так и в плане доступности. Те же издатели из Ad Marginem в последнее время регулярно переводят популярную литературу о современном искусстве. Вот несколько примеров: «Как смотреть на картины», «Ключевые моменты в искусстве», «Модернизм и современное искусство».
6. Изучить видеокурсы
Одним из лучших вариантов знакомства с историей искусства в формате видео являются переведённые на русский язык короткие выпуски Академии Хана. В них искусствоведы из известных западных университетов доступно и лаконично обсуждают конкретные объекты, начиная со времён древних цивилизаций и заканчивая работами Джона Балдессари. К сожалению, навигация в русской версии академии оставляет желать лучшего: все курсы просто отображены на одной странице. Изучите разделы под заголовком «Введение в историю искусств». После блоков с видео по другим дисциплинам ищите заголовки «Древние культуры до 400 г. н. э.» и чуть ниже — «История искусств».
Если вы интересуетесь современным искусством, обратите внимание на цикл видеолекций «Несимметричные подобия» за авторством Ирины Кулик.
Рекомендации канала искусствоведа Софьи Багдасаровой «Шакко: об искусстве»:
«Книга Кеннета Кларка «Нагота в искусстве» рассказывает об одной из важнейших тем в истории искусства. Автор прослеживает эволюцию сюжета начиная с древнейших времён и показывает, как изменение идеологии и экономики отражалось на способах изображения обнажённого тела в скульптуре и живописи.
Работа Григория Козлова „Покушение на искусство“ — отлично иллюстрированное издание, которое показывает, насколько всевозможные казусы с предметами искусства влияют на их популярность и значимость. Например, оказывается, что „Мона Лиза“ приобрела колоссальную известность в первую очередь потому, что была украдена в начале ХХ века: новости о её пропаже не сходили с первых полос газет».
7. Подорвать канон
Может показаться, что искусство (особенно искусство классическое и музейное) — это нейтральная территория, пространство эстетики, наполняющее зрителя благодатью и чувством прекрасного. Наверное, многие музейщики и теоретики подписались бы под этим тезисом. Однако в XX веке традиционные представления об искусстве стали предметом критики, без учёта которой его историю сегодня уже невозможно представить.
Знакомство с этой, без сомнения, продуктивной критикой можно начать с трёх текстов. Феминистский взгляд представлен в легендарной статье Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?». Умеренно-марксистский подход — в книге Джона Бёрджера «Искусство видеть» (да, она называется так же, как и книга Даниэля; интересно, как по-разному авторы предлагают «видеть» искусство). Критика музейных институций приводится в эффектном эссе Клэр Бишоп «Радикальная музеология».
Иллюстрации — Соня Коршенбойм