Найти в Дзене

Вера Комиссаржевская: секреты великой актрисы

О Вере Комиссаржевской говорили, что она опередила «Серебряный век», была символом своей эпохи, перевернула представление об актерской жизни, дала много театральных потомков, хотя своих детей у нее не было. Современники наделяли ее громкими эпитетами: «чайка русской сцены», «солнце России», за которыми скрывались постоянная борьба, одиночество и бесконечные поиски своего предназначения. В одном из писем Комиссаржевская делится своим главным секретом этой борьбы: «Помните, как сын царя Салтана, которого пустили в море в засмоленной бочке, в один прекрасный день потянулся в бочке, встал, вышиб дно и вышел прочь. Мне кажется, в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо "потянуться, встать и выбить дно". А если дно окажется крепче головы? Но секрет, вероятно, в том, чтобы не бояться, пока боишься за свою голову – ничего не пробьешь…»

«История России в фотографиях» — совместный проект Московского Мультимедиа Арт Музея и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: facebook, Вконтакте, Одноклассники, YouTube, Instagram.

Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.

Дочери «певца короля Эллинов» Федора Комиссаржевского Вере с детства пророчили будущее оперной певицы. Она и сама об этом мечтала и верила в свое призвание. Но хрупкую и непредсказуемую Комиссаржевскую ждали совсем другие поиски и мечты.

Вера Комиссаржевская. Мечислав Белявский, 1896–1905 гг., Санкт-Петербург, из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская. Мечислав Белявский, 1896–1905 гг., Санкт-Петербург, из архива МАММ/МДФ.

Она не училась ни в одной театральной школе и на сцену пришла сравнительно поздно – в 29 лет. Ее первые профессиональные опыты были связаны с театрами в Новочеркасске и в Вильно, где Вера Федоровна в основном играла девочек-подростков и участвовала в водевилях с пением.

Вера Федоровна Комиссаржевская за столом в кабинете. Неизвестный автор, 1900-е гг., Санкт-Петербург, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Вера Федоровна Комиссаржевская за столом в кабинете. Неизвестный автор, 1900-е гг., Санкт-Петербург, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

За два сезона в Вильно Комиссаржевская сыграла около ста ролей. «Я имела большой, беспрерывный успех, – писала актриса в одном из писем, – это приятно, но дальше, дальше? Поймите, я никогда не бываю довольна собой, никогда».

Вера Комиссаржевская в народном костюме. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская в народном костюме. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.

Недовольна Комиссаржевская была и своим жалованьем. А учитывая, что в то время сценический гардероб оплачивался из личных средств артистов, им часто приходилось влезать в долги. Понимали это и поклонники. Так после одного из спектаклей актрисе была подарена гигантская роза из дорогой шелковой ткани.

Александринский театр. Неизвестный автор, 1910-е гг., Санкт-Петербург, из архива МАММ/МДФ.
Александринский театр. Неизвестный автор, 1910-е гг., Санкт-Петербург, из архива МАММ/МДФ.

4 апреля 1896 года на столичной сцене Александринского театра состоялся дебют Комиссаржевской в легендарном спектакле по пьесе Зудермана «Бой бабочек». Актриса сыграла юную девочку Рози – роль, ставшую одной из главных в ее репертуаре на всю жизнь.

Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1902 г., из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1902 г., из архива МАММ/МДФ.

Как писала Вера Юренева: «Она пришла со стороны, у нее другое кровообращение, другая глубина». «Актриса с каким-то интересным холодком», – говорили про Комиссаржевскую актеры Александринского театра того времени.

Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.

Сама же Комиссаржевская, впервые стоя на подмостках столичного театра, грустно проговорила: «Какой огромный театр… Мне страшно здесь… Я кажусь себе такой маленькой… И голоса у меня не хватит на такую громаду…»

Чтение Антоном Чеховым пьесы «Чайка» артистам Московского Художественно-общедоступного театра. Петр Павлов, 1898 г., Москва, из архива Союза фотохудожников России.
Чтение Антоном Чеховым пьесы «Чайка» артистам Московского Художественно-общедоступного театра. Петр Павлов, 1898 г., Москва, из архива Союза фотохудожников России.

В этом же году, 17 октября 1896 года, состоялась провальная премьера чеховской «Чайки», на которой присутствовал и сам драматург. Антон Павлович покинул зал после второго акта и до ночи бродил по городу, а на следующее утро уехал из Петербурга.

Актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., Москва, из архива МАММ/МДФ.
Актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., Москва, из архива МАММ/МДФ.

Провал спектакля отчасти объяснялся тем, что поставить его нужно было в очень сжатые сроки – за десять дней. Но чудо все же произошло: второе представление публика приняла прекрасно, успех был неописуемый… Но постановку все равно признали неудачной и после пятого представления сняли с репертуара.

Писатель Антон Чехов. Неизвестный автор, 1899 г., из архива Музея МХАТ.
Писатель Антон Чехов. Неизвестный автор, 1899 г., из архива Музея МХАТ.

Позже Чехов, в которого Комиссаржевская была влюблена, говорил: «До сих пор я, как сейчас, вижу перед собой Комиссаржевскую в Нине и никогда не забуду ее в этой роли… Никто так верно, так правдиво и так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса…»

Вера Комиссаржевская. Максим Дмитриев, 1905–1909 гг., из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская. Максим Дмитриев, 1905–1909 гг., из архива МАММ/МДФ.

Спустя четыре года Комиссаржевская жаловалась ему: «Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, – последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь родничок, то он скоро иссякнет. Успех имею при этом огромный и силюсь тщетно понять, в чем же дело».

Актриса Вера Комиссаржевская. Васильев, 1900-е гг., Самара, из архива МАММ/МДФ.
Актриса Вера Комиссаржевская. Васильев, 1900-е гг., Самара, из архива МАММ/МДФ.

Пробовала себя Комиссаржевская и в трагедиях Шекспира. Но все попытки освоить новый для себя сценический язык оказывались неудачными. Провальными были и Офелия, и Дездемона... и даже Снегурочка.

Вера Федоровна Комиссаржевская. Рентц А. и Шрадер Ф., 1907 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Вера Федоровна Комиссаржевская. Рентц А. и Шрадер Ф., 1907 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Наиболее достоверно и точно ей удавалось передать только глубоко личное, пережитое, прочувствованное. «Я по природе своей обязательно должна сочувствовать своей героине, – писала Вера Федоровна, – иначе играть не умею. Мне каждую роль надо оросить кровью своего сердца».

Александр Блок. Неизвестный автор, 1910-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Александр Блок. Неизвестный автор, 1910-е гг., из архива МАММ/МДФ.

«Душа ее была, как нежнейшая скрипка, – вспоминал Александр Блок, – она не жаловалась и не умоляла, но плакала и требовала, потому что она жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать…»

Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1890-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Вера Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1890-е гг., из архива МАММ/МДФ.

Всех почему-то удивляло то, что Вера Федоровна была в жизни очень веселая. Она, например, как и Наташа Ростова, любила неожиданные сравнения: «Мережковский скучен, как понедельник, Горький не четный и ни на что не делится. Белому она сказала: "Вы синий и невнимательный"».

Актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., Москва, из архива МАММ/МДФ.
Актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., Москва, из архива МАММ/МДФ.

В 1902 году Комиссаржевская покидает Александринский театр. Ей «становится тесно». Она хочет большего. Она хочет свой театр и с помощью гастролей начинает сбор средств. Поиск денег на воплощение своих идей проходит дальше лейтмотивом через все творческие переживания актрисы.

Сцена из спектакля по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Нора – Вера Комиссаржевская, Крогстад – Владимир Гардин. «Шерер и Набгольц», 1904 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Сцена из спектакля по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Нора – Вера Комиссаржевская, Крогстад – Владимир Гардин. «Шерер и Набгольц», 1904 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Открытие Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской состоялось 15 сентября 1904 года в здании петербургского «Пассажа». А 17 сентября актриса впервые вышла на сцену собственного театра в спектакле «Кукольный дом» по пьесе Ибсена. Роль Норы становится ее визитной карточкой.

Драматический театр Веры Комиссаржевской на Офицерской улице. Неизвестный автор, 1906–1909 гг., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Драматический театр Веры Комиссаржевской на Офицерской улице. Неизвестный автор, 1906–1909 гг., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

В 1906 году театр переживает второе рождение – переезжает в новое здание на Офицерской улице. В этом же году Комиссаржевская, в поисках новаторских идей и смелых экспериментов, приглашает в театр молодого режиссера Всеволода Мейерхольда.

Всеволод Мейерхольд в компании друзей в Царском селе. Неизвестный автор, 1910-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Всеволод Мейерхольд в компании друзей в Царском селе. Неизвестный автор, 1910-е гг., из архива МАММ/МДФ.

Ответ Мейерхольда не заставил ждать: «К услугам Вашим с 1 августа по 4 марта. За все это время 4500 рублей. При пополнении труппы прошу себе совещательного голоса. При разделе работы между режиссерами прошу освобождать меня от режиссуры бытовых пьес старого театра».

Вера Комиссаржевская – Беатриса. Рентц А. и Шрадер Ф., 1906 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Вера Комиссаржевская – Беатриса. Рентц А. и Шрадер Ф., 1906 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Но союз двух гениев продержался совсем недолго. Одной из немногих постановок, которую ждал триумф, была «Сестра Беатриса» Метерлинка. Для Комиссаржевской роль Беатрисы стала ролью-исповедью, обнажившей ее собственную раздвоенную судьбу.

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. Неизвестный автор, 1910-е гг., из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. Неизвестный автор, 1910-е гг., из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

В 1907 году из-за нескольких провальных спектаклей и принципиальных творческих разногласий Комиссаржевская увольняет Мейерхольда из театра. Оскорбленный режиссер доводит конфликт до третейского суда, который выигрывает Вера Федоровна.

Дирекция Драматического театра Веры Комиссаржевской. «Боассон и Эгглер», 1904 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Дирекция Драматического театра Веры Комиссаржевской. «Боассон и Эгглер», 1904 г., Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

И снова начинается мучительный поиск себя. Комиссаржевская решает оставить сцену. «Театр в той форме, в какой он существует сейчас, – пишет она, – перестал мне казаться нужным». В это же время, летом 1909 года, у нее возникает грандиозный план – создание школы нового человека.

Андрей Белый. Фотоателье «Отто Ренар», 1903 г., Москва, из архива Государственного Литературного музея.
Андрей Белый. Фотоателье «Отто Ренар», 1903 г., Москва, из архива Государственного Литературного музея.

Андрей Белый приводит ее слова: «Она устала от сцены; она разбилась о сцену; она прошла сквозь театр: старый, новый; оба разбили ее, оставив тяжелое недоуменье; нужен не театр; нужна новая жизнь; и новое действо возникает из жизни: от новых людей; а этих людей еще нет; актера нет: его надо создать…»

Вера Федоровна Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.
Вера Федоровна Комиссаржевская. Неизвестный автор, 1900-е гг., из архива МАММ/МДФ.

Но мечте о создании школы не суждено было сбыться. В поисках средств актриса снова отправляется в тяжелые, изнурительные гастроли, которые завершились в Средней Азии. В Самарканде несколько актеров труппы заболели оспой. Заболела и Комиссаржевская.

Вера Комиссаржевская в домашней обстановке. Фотоателье Карла Буллы, 1890-е гг., Санкт-Петербург, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Вера Комиссаржевская в домашней обстановке. Фотоателье Карла Буллы, 1890-е гг., Санкт-Петербург, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Ее последний спектакль состоялся в Ташкенте 26 января 1910 года. Уже чувствуя подступающую болезнь, она тем не менее вышла на сцену в роли юной девочки Рози в спектакле «Бой бабочек», том самом, с которого начался ее дебют в Александринском театре.

Похоронная процессия следует за гробом Веры Комиссаржевской у Николаевского вокзала. Карл Булла, 20 февраля 1910 г., Санкт-Петербург, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Похоронная процессия следует за гробом Веры Комиссаржевской у Николаевского вокзала. Карл Булла, 20 февраля 1910 г., Санкт-Петербург, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Вера Комиссаржевская скончалась в Ташкенте 10 февраля 1910 года в возрасте сорока пяти лет. Все остальные, заболевшие страшной болезнью, выжили. Спустя несколько дней гроб с телом великой актрисы был доставлен в Москву, а затем в Петербург.

Александро-Невская лавра. Альфред Лоренс, 1860–1879 гг., Санкт-Петербург, из архива МАММ/МДФ.
Александро-Невская лавра. Альфред Лоренс, 1860–1879 гг., Санкт-Петербург, из архива МАММ/МДФ.

На заупокойную службу в петербургском соборе Святого Александра Невского ввиду огромного количества желающих присутствовать на ней распространялись билеты, словно похороны Комиссаржевской были ее последним спектаклем.

Каждый из вас может принять участие в развитии национального фотоархива «История России в фотографиях». Для этого необходимо зарегистрироваться на нашем сайте, после чего вы сможете выкладывать фотографии из личных архивов, составлять собственные тематические выставки и делиться ими с окружающими. Присоединяйтесь.