Сегодня хочу поговорить об аппаратном обеспечении и оптимизации компьютера для работы с графикой и 3D.
Основными и достаточными программами для motion design являются Adobe After Effects, Premiere Pro, Media Encoder и Cinema 4D от Maxon. Добавим сюда системы рендеринга Octane render и Redshift, например. Все эти программы и плагины к ним требуют максимальной производительности от вашей системы, формула проста - чем выше производительность, тем меньше времени вы тратите на работу и тем проще сам процесс производства, качественнее и в срок результат.
На сегодняшний день я не рекомендую делать любые проекты на железе с процессором ниже Intel i5, ОЗУ 16 ГБайт, дисками SSD и дискретной видеокартой от NVidia с поддержкой технологии CUDA. Дальше объясню почему.
CUDA SDK - это технология, позволяющая сторонним разработчикам использовать вычислительные мощности современных видеокарт (GPU), освобождая время и мощность центрального процессора (CPU). Другими словами это некий API, позволяющий производить расчеты на видеокартах. Сейчас эта возможность широко используется в различных системах для блокчейна, криптовалют, майнинговых ферм, нейросетей (ИИ) и прочих систем с большим количеством вычислений. Не обошли стороной эту возможность и разработчики ПО для 3D графики и motion design. Практически все современные программы для этих целей поддерживают расчеты рендеринга и wiev port (предпросмотр проекта в программе) с использованием GPU, тем самым существенно сокращая время обсчета сцен и делая комфортной работу по компоузингу или моделированию сцен. Поэтому не экономьте на этом компоненте и берите максимально доступную для вас видеокарту, на данный момент самой производительной является видеокарта NVidia RTX 2080 Ti стоимостью около 100К рублей. Последнее поколение видеокарт от NVidia использует силу ИИ и обладает потрясающей производительностью. Можно вдвое сократить расходы (49К рублей) и выбрать карту RTX 2070, думаю разница в скорости работы не будет такой же как разница в цене.
Интересной особенностью NVidia является возможность объединения нескольких видеокарт по SLI (Scalable Link Interface), таким образом масштабируя производительность системы. Максимальное количество установленных карт может доходить до 7, но насколько мне известно, нашими программами поддерживается работа максимум до 4-х видеокарт.
Следующей важной частью при выборе компьютера для работы с графикой, является HDD или жесткий диск. Почти все программы для графики широко используют работу с жестким диском для различных целей, среди которых кэширование данных, базы данных, импорт контента в программу и т.д. Поэтому использование SSD очень важно для работы с графикой и 3D, делает вашу работу более комфортной, сокращает сроки производства.
Не стоит пренебрегать и размером оперативной памяти, она напрямую влияет на скорость работы со сценой и материалами, большие сцены с большим количеством полигонов и сложными материалами будут больше кэшировать данные на жесткий диск, делая работу в программе дискретной и не комфортной. Поэтому 16 GByte оперативной памяти - это рекомендуемый минимум. Не жалейте денег на 32 (64) Gbyte оперативной памяти, эти инвестиции вернуться очень быстро.
Процессор так же важная часть вычислительной среды, поэтому поинтересуйтесь производительностью покупаемого камня и возможностью материнской платы для дальнейшего усовершенствования своего компьютера (upgrade). На сегодня самым производительным является процессор девятого поколения Intel Core i9, который может адресовать до 128 GByte оперативной памяти. Такой камень обойдется вам примерно в 70К рублей + материнская плата в районе 40К рублей. Но вполне подойдет и процессор восьмого поколения i7 8700, например. Этот камень будет стоить в районе 25К рублей + материнская плата в районе 7 - 12К. Разница в скорости работы будет не так очевидна.
Блок питания и система охлаждения так же имеют важное значение для стабильности работы вашей системы под нагрузкой, поэтому берите с запасом и только надежного производителя.
Дальше про ноутбуки...
Многие, в силу разных причин, вынуждены работать на ноутбуках. Для экономии средств при покупки ноутбука для графики можно сделать несколько простых действий:
1. Покупайте ноутбук из топовой линейки, но не с самой топовой комплектацией. Учтите возможность установки дополнительной памяти и SSD дисков. Часто бывает, что ноутбук с 16GB памяти стоит на 15К рублей дороже чем ноутбук с 8 GB, хотя планка памяти 8 GB стоит всего 7К рублей.
2. Если есть модель без SSD диска, то возьмите эту модель и самостоятельно установите отдельно купленный SSD диск, а родной диск ноутбука можно переместить на место абсолютно бесполезного DVD-rom с использованием переходника. Обычно производители ставят не самые лучшие и далеко не вместительные диски SSD в качестве системного, но стоимость ноутбука возрастает непропорционально стоимости самого этого диска. В сети много инструкций и видео как это делается, вот например.
3. Интересуйтесь возможностями, производительностью и стабильностью работы видеокарты для ноутбука именно в приложениях для графики и 3D. Эту информацию можно найти на форумах специализирующихся сайтов, в группах специальных сообществ и у знакомых, тех кто в теме. Бывает что определенная серия видеокарт менее стабильно работает при рендере чем карта из другой серии, при примерно равной цене. Не рекомендую использовать видеокарты с индексом GT, например, GT 540M, под нагрузкой они перегреваются.
4. Диагональ экрана выбирайте не менее 17 дюймов, если не собираетесь использовать дополнительный монитор. Разрешение не меньше 1920 х 1080 px, в противном случае работать будет очень не комфортно. Матовое покрытие предпочтительно глянцевому по соображениям цветопередачи, блики и отсвечивания на глянцевом экране гораздо чувствительнее чем на матовом.
Если сказать пару слов про выбор платформы, то системы на базе MAC конечно более стабильные и надежные, но последнее поколение компьютеров от этого производителя практически не комплектуется дискретными картами от NVidia в пользу AMD, что затрудняет использование этой ОС для многих систем рендеринга как минимум.
Вот ноутбук с максимальными показателями производительности среди PC на сегодняшний день и доступный для покупки в России.
MSI GT75 с экраном 17,3 дюйма. Стоит 244 409 рублей
А вот самый производительный MAC book PRO с диагональю экрана 15 дюймов. Его стоимость 286 790 рублей.
Apple комплектуется видеокартой Radeon PRO 560X против NVidia GeForce GTX 1080 в ноутбуке от MSI.
В любом случае, для комфортной работы в программах для анимации и 3D нужно использовать все доступные возможности по оптимизации настроек отображения среды, рабочего процесса и совместного рендеринга, тогда нехватка аппаратных средств может быть не так ощутима. Напишу про это совсем скоро...