Осенью спрос на загородную недвижимость Подмосковья снизился на 17%, при этом 62% сделок пришлось на участки без подряда (УБП). Высокий процент продаж УБП свидетельствует о том, что на рынке почти нет девелоперов, способных предложить интересные проекты.
По словам директора Департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Антона Архипова, устойчивый спрос сохраняется только в отношении качественных проектов, которых на рынке насчитывается всего 15−20%. «В остальных случаях очевидна негативная динамика. Впрочем, хотя конец осени и зиму называют на «загородке» низким сезоном, я не ожидаю дальнейшего сокращения спроса в этот период – весьма вероятно, что он останется при нынешних значениях», − считает он.
Больше всего осенних покупок – 62% – пришлось на УБП (подряд – это обязательства покупателя земли воспользоваться в ограниченный период времени услугами только определенных строительных компаний и выбирать из нескольких определенных проектов домов). 21% клиентов выбрали квартиры в малоэтажных домах, 10% – коттеджи, 7% – таунхаусы и дуплексы. Если проанализировать продажи по классам, 77% сделок относится к сегменту «эконом», 14% – к комфорт-классу, 5% – к «бизнесу» и 4% – к высшим ценовым категориям.
По мнению экспертов «ИНКОМ-Недвижимости», такая ситуация является показателем застоя на рынке, связанного с финансовыми проблемами. «Спрос на домовладения всегда идет за мощным качественным предложением, которое выводят крупные игроки, тогда как высокий процент продаж УБП свидетельствует о том, что на рынке почти нет девелоперов, способных предложить интересные проекты, − говорит Архипов. − В итоге у покупателя остается небольшой выбор: приобрести земельный участок на «первичке» или же дом на «вторичке», где, с одной стороны, преобладают морально устаревшие лоты, а с другой – в 80% случаев завышены цены. К тому же в условиях низкой платежеспособности УБП привлекают людей своей стоимостью. И хотя мы всегда предупреждаем, что дешевые участки – это мышеловка, нередко покупатель надеется и сыра съесть, и целым выбраться».
В ближнем Подмосковье конкуренцию УБП составляют только коттеджи и таунхаусы площадью 100−150 кв. м с ценой до 7 млн руб., которые сейчас находятся в большом дефиците, а на расстоянии свыше 40−50 км от МКАД у этого формата и вовсе не остается конкурентов.
В целом, 44% реализованных осенью загородных объектов расположены на удалении от 40 до 80 км от Москвы, 36% – в радиусе до 40 км и 20% – дальше, чем в 80 км от столицы.