Найти в Дзене
Михаил Савостин

Кто такие кулаки и за что убили Павлика Морозова

Героический мальчик при Советском Союзе, в перестроечное время Павлик Морозов превратился чуть ли не в иуду, предавшего родного отца. Эта тема достаточно часто муссируется, чтобы заинтересовать автора и подвигнуть на небольшой рассказ о том, что было на самом деле с краткой исторической справкой о кулаках. Так вот, отец Павлика Морозова был осужден не за укрывательство собственного зерна от государства, а за спекуляции оным и за продажу поддельных приписных справок бежавшим с места ссылки кулакам. Многие думают, что кулак – это такой справный хозяин, который всю жизнь горбатится на своем наделе и собственным горбом добывает хлеб насущный. Но он настолько хорошо, что значительно превосходит своих односельчан и выращивает гораздо больше, чем они. И эти многие здорово ошибаются. Понятие «кулак» появилось задолго до революции. Этим словом называли не крепких хозяйственников, а сельских спекулянтов и ростовщиков, которые давали односельчанам в долг зерно и средства производства под проценты

Героический мальчик при Советском Союзе, в перестроечное время Павлик Морозов превратился чуть ли не в иуду, предавшего родного отца. Эта тема достаточно часто муссируется, чтобы заинтересовать автора и подвигнуть на небольшой рассказ о том, что было на самом деле с краткой исторической справкой о кулаках.

Так вот, отец Павлика Морозова был осужден не за укрывательство собственного зерна от государства, а за спекуляции оным и за продажу поддельных приписных справок бежавшим с места ссылки кулакам.

Многие думают, что кулак – это такой справный хозяин, который всю жизнь горбатится на своем наделе и собственным горбом добывает хлеб насущный. Но он настолько хорошо, что значительно превосходит своих односельчан и выращивает гораздо больше, чем они. И эти многие здорово ошибаются.

Понятие «кулак» появилось задолго до революции. Этим словом называли не крепких хозяйственников, а сельских спекулянтов и ростовщиков, которые давали односельчанам в долг зерно и средства производства под проценты. Стандартным, установившимся исторически процентом такого кредита, была ровно половина от полученного. То есть, если крестьянин брал у кулака 10 пудов зерна, отдать он должен был 15 пудов. А кто не мог отдать, того навещали подручные этого «справного хозяина», именовавшиеся подкулачниками, и попросту выбивали долг в лучших традициях рэкета 90-х годов.

Раскулачивание таких людей в 20-е годы так же имело экономическую подоплеку. В то время, когда страна ощущала значительный дефицит хлеба, кулаки свои запасы придерживали и не продавали, надеясь на рост цен. Либо продавали зерно по спекулятивным ценам не государству, тем самым совершая экономическое преступление. Кстати, ростовщичество советским законодательством так же было запрещено и считалось преступлением. Вт именно за это кулаков судили и отправляли в ссылку.

Ссылка, кстати, тоже не всегда грозила кулаку Сибирью и лесоповалом. Иногда их просто перемещали в другую область или даже район, вырывая из привычной среды и лишая возможности опираться на своих помощников, авторитет и накопленные богатства. На новом месте кулак переставал быть кулаком, поскольку не мог продолжать заниматься ростовщичеством. Часто перемещенные бежали, однако в то время человек без документа был крайне подозрителен и беглые всеми силами старались достать приписную справку, которая удостоверяла, что они живут в одном из местных поселений.

Именно такими справками и приторговывал отец Павлика Морозова, имея доступ к печати сельсовета. Одно время он был его председателем, однако сильно накосячил на посту и был смещен. Но успел пропечатать достаточное количество пустых справок, чтобы за определенное вознаграждение вписать туда имя любого беглого.

Кстати, материалы дела говорят, что никаких доносов Павлик на отца не писал. Однажды беглый кулак в районном центре Тавада попался с фальшивой справкой и с удовольствием рассказал, кто ему оную справку продал. Морозова-старшего арестовали и судили. На суде в качестве свидетеля показания давала мать Павлика, а он, по просьбе судьи, просто подтвердил, что мама говорит правду.

Вы, конечно, можете ужаснуться, мол родные люди против мужа и отца показания дали! Но тут вот какая штука. Уже давно Морозов-старший бросил свою семью и ушел жить к другой женщине. Его жена отказалась жить с родителями мужа и настояла на разделе имущества, на что имела полное право. И этим женщина вызвала ненависть всей мужниной родни, включая бабушку и дедушку своих детей, на которых перекинулась ненависть к матери. Так что никаких моральных колебаний, выступая в суде, ни Павлик, ни его мать, в одиночку воспитавшая четверых детей, испытывать не могли.

Позже родственники Морозова-старшего дождались, пока мать Павлика уедет в город, а он сам и младший брат пойдут в лес за грибами. Там-то они и поймали детей, после чего зверски убили. Кстати, убивал Павлика и маленького Федю родной дедушка, а родная бабушка их придерживала, чтобы не дергались. Такие вот дела.