На присвоение Минску звания «Город-герой» понадобилось целых 30 лет
История звания «Город-герой» началась 1 мая 1945 года. В этот день вышел Приказ Верховного Главнокомандующего № 20. Он гласил: «Сегодня, 1 мая, произвести салют в столицах союзных республик: Москве, Киеве, Минске, Баку, Тбилиси, Ереване, Ашхабаде, Ташкенте, Сталинабаде, Алма-Ате, Фрунзе, Петрозаводске, Кишиневе, Вильнюсе, Риге, Таллине, а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе — двадцатью артиллерийскими залпами». Так появились сразу четыре города-героя.
О том, чтобы столица БССР встала в один ряд с ними, вскоре задумались и минские партийные деятели. В июле 1945-го в ЦК КП(б)Б было направлено предложение «возбудить ходатайство перед союзным правительством о присвоении столице Белоруссии городу Минску звания «Город-герой» за выдающееся участие его в организации и развитии партизанского движения в БССР». Однако эти слова так и остались на бумаге. Руководство Белоруссии посчитало такое ходатайство преждевременным.
Почему? Минск находился в оккупации 1 100 дней. Почти сразу после захвата города немецкими войсками здесь зародилось подполье. Но оно было «неправильным» — организованное не по указанию партии и под ее контролем из Москвы, а настоящее стихийное сопротивление.
Дважды в 1942 году подполье уничтожали. Оккупантам даже удалось скомпрометировать его арестованных руководителей, одним из которых был Иван Ковалев. Распространили слухи о том, что он сотрудничает с немцами. Хотя впоследствии Ковалев был гитлеровцами казнен, молва сделала свое дело: его стали считать предателем. А руководство Центрального штаба партизанского движения при ставке Верховного Главнокомандования в Москве объявило минское подполье созданным гестапо. После этого в партизанские отряды была послана радиограмма, объявлявшая всех патриотов Минска пособниками фашистов. Многим жителям города это сообщение стоило жизни. Известны факты, когда подпольщиков, которые приходили из Минска в партизанские отряды, расстреливали как провокаторов.
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено положение о почетном звании «Город-герой».
Возвращение имени
Долгое время о минских подпольщиках говорить было не принято. Об их подвигах либо молчали, либо приписывали их Центральному штабу партизанского движения, руководимому из Москвы. Тогда считалось: те, кто остался в оккупации и не сражался в рядах народных мстителей, сотрудничали с немцами. Это стало клеймом: нельзя было устроиться на престижную работу, получить повышение. Оставался в оккупированном Минске, значит, не сопротивлялся.
Прошло 15 лет, прежде чем о подпольщиках заговорили открыто. День возвращения доброго имени — 7 сентября 1959 года, когда бюро ЦК КПБ полностью сняло обвинения с Минского подпольного горкома. Для жителей столицы это стало настоящим облегчением. По приблизительным подсчетам историков, в числе подпольщиков в годы войны насчитывалось более 9 000 горожан.
Но еще долгое время рассказывать об этом было нежелательно. В среде историков говорили: хочешь получить повышение — пиши работы по партизанскому движению, хочешь загубить карьеру — исследуй минское подполье. Правда, тема 1 100 дней сопротивления казалась журналистам очень интригующей. Неудивительно, что за ее изучение взялся корреспондент «Советской Белоруссии» фронтовик Иван Новиков. Ему удалось пообщаться с выжившими, изучить архивные документы. В итоге в 1963-м вышла в свет книга «Руины стреляют в упор», которая сразу стала сенсацией.
Игры престолов
Близилась 20-я годовщина Великой Победы. Весь Советский Союз готовился отметить дату с размахом. По стране прокатилась волна награждений. Всех, кто принимал участие в войне, представили к медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Помимо этого, статус городов-героев стал официальным: Указами Президиума ВС СССР от 8 мая 1965 года было утверждено Положение о почетном звании «Город-герой». Кроме того, шесть населенных пунктов наградили «Золотой Звездой». В тот же день появилась и единственная крепость-герой.
Минску досталось лишь признание вклада подпольщиков в дело Победы: Исай Казинец, Иван Кабушкин, Владимир Омельянюк, Евгений Клумов и Николай Кедышко были удостоены звания Героя Советского Союза. Посмертно.
Власти БССР не сдались. О подвигах минских подпольщиков стали говорить чаще. В свет вышла вторая книга Ивана Новикова «Дороги скрестились в Минске». 13 сентября 1971-го зрители увидели телевизионный сериал «Руины стреляют…». Весь Советский Союз сопереживал минским героям Исаю Казинцу, Ивану Кабушкину, Владимиру Омельянюку, Евгению Клумову и другим подпольщикам. Но даже это не помогло достучаться до ЦК КПСС.
За дело вновь взялись журналисты. Накануне 30-летия освобождения БССР в газете «Известия» вышел материал Николая Матуковского «1 100 дней». Сразу после него письма со всего Советского Союза полетели в Верховный Совет СССР с вопросом: почему Минск до сих пор не город-герой? Руководство понимало, что после присвоения этого звания в 1973 году Керчи и Новороссийску, где воевал генсек Леонид Брежнев, отказ столице БССР будет воспринят советским обществом весьма болезненно, могут пойти кривотолки. И 26 июня 1974-го Указом Президиума ВС СССР Минск получил почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за выдающиеся заслуги, мужество и героизм, проявленные его жителями в борьбе с гитлеровскими оккупантами, развертывании партизанского движения в Белоруссии и в ознаменование 30-летия освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков.
Но на этом история с присвоением почетного звания нашему городу не завершилась. Генсек ЦК КПСС, который обычно лично вручал награду, всячески противился поездке в Минск. Причем ждать визита Леонида Ильича пришлось целых 4 года! Лишь 25 июня 1978-го на торжественном заседании Минского горкома КПБ и городского Совета народных депутатов генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев прикрепил орден Ленина и медаль «Золотая звезда» к знамени города.
Автор: Роман Дмитриев