До последнего времени нижегородский авиазавод «Сокол», входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию, не получал должного внимания. Он был на вторых и на третьих ролях. Можно вспомнить историю с ИЛ-114, когда завод сначала планировался как один из основных производителей этого самолета, потом ему оставили роль поставщика комплектующих для подмосковного предприятия, затем совсем отказались задействовать его в этом проекте. То есть, завод предыдущим собственником не особо развивался как актив.
Вхождение ОАК в состав «Ростеха» открывает перед «Соколом» гораздо более широкие возможности для развития потенциала. Было бы горько и обидно (в первую очередь, Нижнему Новгороду) терять такое предприятие. Какой смысл доводить до ничтожества нормальный завод, тем более что у него есть действующие контракты как минимум с ВВС Индии и других стран на переоборудование МиГ-31.
Завод действующий, он имеет научный потенциал, кадровый потенциал, промышленный потенциал. Если все это будет расценено не как еще один центр получения прибыли, из которого все только выкачивают, ничего не давая взамен, то, я надеюсь, пойдут какие-то инвестиции, финансовые вливания, разумные кадровые решения, маркетинговая и рекламная политика.
Пока говорить сложно, но «Ростех» достаточно рачительный хозяин, который не будет разбрасываться ценными активами. Соответственно, можно надеяться, что завод будет не просто держаться на плаву, а расти и развиваться. Он может не только вносить вклад в поддержание обороноспособности страны, о чем тоже не нужно забывать – все-таки «Сокол» производит продукцию в основном для оборонпрома, – но и выпускать, например, среднемагистральные самолеты для российской авивации.
Почему бы, скажем, не вернуться и к проекту турбовинтового самолета М-101Т «Гжель», который был закрыт по совершенно непонятным причинам: есть ниша, есть все лицензии, самолет востребован – и вдруг производство закрывается.
Если «Ростех» как новый собственник присмотрится к потенциалу завода «Сокол», это будет хорошо для Нижнего Новгорода, для нижегородцев, для нашей экономики. Это будет означать рост количества рабочих мест, рост налогов с прибыли предприятия и с доходов физических лиц.
Но это мои благие пожелания, а как будет вести себя «Ростех» в реальности, мы увидим в ближайшие полгода-год. Станет понятно, каковы планы корпорации и с какими целями ей были переданы акции. Надеюсь, что за заводом будет более внятный присмотр, чем до сих пор.
Надеяться на то, что «Ростех» не оставит «Сокол» без внимания, позволяет то, что эта госкорпорация для Нижегородской области – одна из ключевых. А сам наш регион является, в свою очередь, одним из ключевых для «Ростеха» – в том числе и благодаря тому, что у нас губернатором является Глеб Никитин, которого с «Ростехом» давние хорошие налаженные связи. У них есть взаимный интерес к тому, чтобы нижегородский авиазавод «Сокол» рос, процветал и развивался. Надеюсь, что это в результате сработает.
Константин Барановский