Жили старик, старуха и две дочери: одна старухина, другая старикова. Решила мачеха извести старикову дочь. Велела своему мужу везти её в лес и оставить там на верную смерть. Старик побоялся ослушаться злую жену. Он посадил родную дочь в сани, увёз в лес. В лесу он выбросил её в сугроб и уехал, не оставив даже тёплой одежды. Тут пришел Мороз. Девочка была с ним приветлива. Вместо того, чтобы заморозить её, он наградил её дорогими подарками. Когда старикова дочь с подарками вернулась домой, у мачехи разгорелись глаза. В надежде на вознаграждение она решила проделать тоже с родной дочкой Дочка вела с Морозом себя грубо и дерзко, за что была жестоко наказана.
После прочтения сказки пусть дети её перескажут. Пересказ сказки позволяет увидеть эмоционально значимые для ребёнка моменты.
Почему отец так поступил со своей дочерью?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырёх вариантов:
Доморальный уровень
Отец боялся своей жены, поэтому просто сделал то, что ему было велено.
Человек, который выбирает данный вариант ответа стремится к личному комфорту, даже за счёт разрушения жизненных ресурсов другого.
Что делать? Нужно помочь ребёнку дать истинную оценку поступка отца.
Моральный уровень
Отец должен был помочь дочери.
Ребёнок понимает родительскую ответственность за ребёнка: задача отца помогать дочери.
Что делать? Есть смысл порассуждать на тему: а если это была бы не его дочь? Если бы это был совершенно незнакомый человек, тогда поступок старика будет смотреться по-другому?
Псевдоморальный уровень
Отец вынужден был так поступить. Он очень переживал, но сделать ничего не мог. Не в его силах было перечить жене. Так лучше всем.
В данном ответе кроется удобная позиция приспособленца, который ради своего благополучия готов принести в жертву другого. При этом он скрывает истинную причину поступка.
Что делать? Следует объяснить: желание выдать свое благо за благо другого – это подмена интереса. Истинный интерес старика был в том, чтобы сохранить свое благополучие. Конфликт мачехи с его дочерью ему явно мешал. Следует назвать вещи своими словами: разрушение жизни другого – это безнравственно.
Нравственный уровень
Отец виновен в тяжёлом положении дочери. Более того, он своими руками оставил её в лесу на верную смерть.
Ребёнок видит суть ситуации: отец обрекает дочь на смерть.
Что делать? Следует рассмотреть нравственную позицию каждого участника истории. Посмотреть, чем они отличаются и оценить разрушительность их поступков.
Педагогический совет
Используйте прием: измените конец сказки.
Вариант 1 - Мороз заморозил дочку старика. Как они дальше живут?
Вариант 2 - Отец отказался везти дочку в лес. Как сложились отношения?
Вариант 3 - Всё осталось по-прежнему. Мачеха не решилась на уничтожение падчерицы. Как стали развиваться события?