День народного единства и Казанской иконы Божией Матери в России отмечают с 4 ноября 2005 года. Мы решили приурочить нашу историко-краеведческую рубрику к особому для Нижнего Новгорода празднику и отправились в разные уголки нашего города, связанные с особо почитаемой святыней одним названием.
«Осеннюю Казанскую» еще со времен царя Алексея Михайловича (с 1649 до 1917 года) отмечали как символ «избавления ради царствующаго града Москвы» и конец Смутного времени. По преданию, список (копия) иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году, помог второму ополчению под предводительством Минина и Пожарского победить в решающем сражении 1612 года.
Храм
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с древнейших времен стояла в начале Зеленского съезда. Сначала она была деревянной, но в 1687 году купцом Олисовым здесь была отстроена кирпичная церковь, которая, впрочем, была разрушена в 1950-х годах. Нижегородцы называют по привычке эту территорию «Скоба», так и не привыкнув к имени нового объекта.
В новейшей истории, накануне возникновения нынешнего праздника, 3 ноября 2005 года был заложен новый храм (архитектор Евгений Пестов), призванный возродить память потомков. И через семь лет, как сообщает сайт Нижегородской митрополии, «3 ноября 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения и первую Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божией Матери».
Площадь
Казанская площадь находится в стороне от популярных городских маршрутов, в ныне почти забытом месте – в конце Черниговской улицы (Благовещенской слободы). Это площадь перед старым Ромодановским (Казанским) вокзалом, где еще сто лет назад кипела жизнь, стояли кареты и телеги с извозчиками. Чаще всего здесь грузили зерно и муку для близко расположенной мельницы купца Башкирова. Вокзал был построен по проекту инженера Толмачева и открыт в 1904 году. Проработал он вплоть до 1974 года, но был закрыт после очередного оползня, перекрывшего железную дорогу, ведущую на Казань.
Недавно единственный дом на Казанской площади (здание вокзала) после полного запустения был реконструирован его новым собственником. Нижегородцы, пользующиеся метро, часто видят это красивое здание под метромостом.
Съезд
Раньше основная часть грузов от Казанского тракта и одноименной заставы (пограничного пункта с шлагбаумом) перемещалась вниз к Стрелке. До появления Казанского съезда дорога к ярмарке проходила через ворота кремля, не приспособленные одновременно пропускать такое количество подвод. Пробки в Нижнем были даже в те времена. Новая дорога позволила миновать их, связав верхнюю – Казанскую – набережную с Нижневолжской.
По приказу царя Николая I, несколько раз бывавшего в Нижнем Новгороде, Казанский съезд проектировался по городскому плану благоустройства 1830-х годов вместе с Георгиевским съездом и вновь создаваемым Александровским садом. К 1841 году работы здесь были завершены. Хотя высадка деревьев в Английском саду, как тогда его называли, продолжалась еще десять лет. Для его обустройства по последней моде тех лет был приглашен европейский специалист, как сказали бы сейчас – ландшафтный дизайнер. Но подрядчик и русские исполнители с трудом находили взаимопонимание, строча жалобы друг на друга начальству. В последующие годы растения в саду высаживались бессистемно и к настоящему времени вдоль съезда деревья и кустарники растут самопроизвольно.
Крутой угол съезда открывает эффектный панорамный вид на слияние рек, напоминая по рельефу трамплин, некогда находившийся неподалеку. Сегодня на его месте установлен безликий забор. По последней информации, до 2020 года здесь должен появиться новый трамплин К-60, где будут заниматься не менее 300 юных спортсменов.
Набережная
Казанская набережная планировалась как прямое продолжение Верхневолжской. Однако разделивший их Казанский съезд и Сенная площадь сейчас не дают возможности воспринимать их единым ансамблем. Старые дома постепенно исчезали, а на смену им построили 19-этажные «свечки». Третья из них так и стоит недостроенной, уродуя вид краном и синим забором.
Семь домов Казанской набережной расположены параллельно Верхнепечерской улице. Половина из них относится к строениям Нижегородской канатной дороги. Недавно появившаяся достопримечательность – канатка – имеет уникальный для России пролет над водой – длиной 861,21 метра и считается одной из самых надежных. Часто сюда привозят покататься туристов, а для борчан это самый надежный и быстрый способ попасть на работу и обратно домой, конечно же, если нет сильного ветра.
Впрочем, есть на Казанской набережной не менее интересный исторический объект – самая старая и наиболее известная Нижегородская соборная мечеть. Она была открыта 20 марта 1915 года. Благодаря ей это место получило негласное название «татарская слобода». В советские годы возвышающийся минарет был снесен, а само здание использовалось под различные учреждения: госпиталь, склад, детский сад. По просьбе верующих в 1988 году она была возвращена мусульманам города. Шесть лет спустя рядом с ней появилось новое здание – медресе «Махинур», выполненное в том же стиле, из красного кирпича. Также были проведены работы по восстановлению купола и минарета мечети в 2015 году. Внутри по мусульманской традиции интерьер аскетичен и ничем не украшен, отсутствуют даже лавки, поскольку все молятся на коврах – на коленях. А для мужчин и женщин существуют раздельные входы.
Шоссе
Дорога на Казань – Казанское шоссе протяженностью в три километра – направляет потоки машин прочь из города. А навстречу ему, из Казани в Нижний Новгород, ведет к нам казанских гостей Горьковское шоссе.
Казанское шоссе начинается от перекрестка с улицей Родионова, пролегает вдоль Александровской слободы и заканчивается у деревни Афонино, став Школьной улицей. Крупная магистраль, предназначавшаяся лишь для движения автотранспорта, постепенно обросла жилыми кварталами. Здания здесь появились в разные эпохи, с начала 1980-х годов, потому-то Верхние Печеры имеют хаотичный архитектурный облик неопределенных стилей, с произвольной этажностью строений.
Тем не менее современное поколение нижегородцев, особенно имеющих автомобили, охотно выбирают этот район – открытый ветрам, просторный и динамичный.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА